Древняя травоядная ящерица помогла в решении проблемы Дарвина

Реконструкция вида самой древней травоядной ящерицы, её длина составляла примерно 25-30 сантиметров (фото Utako Kikutani).

В Японии найдены ископаемые останки самой древней травоядной ящерицы, проживавшей на Земле около 130 миллионов лет назад. Возможно, её возраст решит головоломку, которой в своё время был очень озабочен Чарльз Дарвин.

Правда, нашли редчайшую окаменелость ещё в 2001 году в префектуре Исикава (Ishikawa). Тогда были обнаружены череп и челюсть ящерицы. Но учёные из Национального научного музея в Токио (National Science Museum) изначально не придали находке особого значения, лишь назвав этот вид Kuwajimalla kagaensis.

И вот новые данные: палеонтологи Сьюзан Эван (Susan Evans) из университетского колледжа в Лондоне (University College London) и Макото Манабэ (Makoto Manabe) из упомянутого выше музея, сравнив строение зубов Kuwajimalla kagaensis и игуан, пришли к выводу, что «старушка» тоже была травоядной.

Таким образом, она побила предыдущий рекорд самой старой травоядной ящерицы, обнаруженной в Северной Америке, возраст которой составлял не меньше 100 миллионов лет.

Дело в том, что даже на сегодняшний день полностью травоядные ящерицы — редкость (около 3% от всех представителей). Большинство ящериц поедает насекомых или «комбинирует» их с растительной пищей.

Но те, что всё-таки остались «вегетарианцами» (например игуаны), потребляют в пищу цветковые (покрытосеменные) растения, так как их бутоны и листья более мягкие.

При чём же тут Дарвин? О том, в чём же заключалась головоломка, которая сильно подпортила ему нервы (так, что он даже стал сомневаться в правильности своей теории), мы рассказывали в этом материале.

Получается, эта ящерка косвенно указывает на то, что покрытосеменные не только существовали, но даже, возможно, были широко распространены уже 130 миллионов лет назад.

А ведь сегодня самым древним подтверждением существования цветковых растений считается окаменелость возрастом 125 миллионов лет, найденная в Китае.

Недавно учёные также обнаружили недостающее звено между цветковыми и голосемянными растениями, однако им так и не удалось понять, когда же произошло то преобразование.

Как уже было сказано, эта древняя ящерица могла питаться либо ранними покрытосеменными, либо молодыми листиками голосемянных растений. Так или иначе, то, что она была травоядной, меняет взгляд палеонтологов и на эволюцию ящериц тоже.

Детали исследования описаны в статье, опубликованной в журнале Palaeontology.

Исследователи научились регулировать восстановление плавников у рыб