Найден древнейший предок европейцев

Этот снимок челюсти самого древнего европейца обошёл весь мир (фото EIA/Jordi Mestre).

Команда палеонтологов под руководством Эудальда Карбонелля (Eudald Carbonell) из каталонского университета Ровира и Виргилии (Universitat Rovira i Virgili) обнаружила в испанском местечке Сима дель Элефанте (Sima del Elefante), что близ города Атапуэрка (Sierra de Atapuerca), останки антропоморфного жителя Западной Европы возрастом 1,1-1,2 миллиона лет.

Подобная находка свидетельствует о том, что предки Homo sapiens заселили этот регион значительно раньше, чем предполагали учёные.

Читайте пресс-релиз университета (к сожалению, только на каталонском языке).

Останки древнейшего европейца были найдены в карстовой пещере горной цепи близ испанского города Атапуэрка, известного своими многочисленными открытиями ещё с 1994 года. Внизу: Бермудес де Кастро и Карбонелль рассматривают свою находку (фото EIA/Jordi Mestre).

Новые ископаемые останки времён раннего плейстоцена «обогнали» предыдущего европейского рекордсмена, обнаруженного в 1994 году, которому было «всего-то» около 800 тысяч лет. Из-за того что он был таким «молодым», многие антропологи считали, что предки современных людей появились в Западной Европе никак не раньше, чем полмиллиона лет назад.

Единственное, что осталось от примитивного гоминина (hominin) из Атапуэрки, – фрагмент нижней челюсти и несколько зубов. Вернее сказать, это была женщина (по крайней мере, именно на такой вывод учёных наталкивает размеры находки, пишет Nature). National Geographiс также добавляет, что возраст этого человека на момент смерти составлял примерно 30-40 лет.

Судя по найденным в той же пещере простейшим каменным орудиям и костям животных (а также отметинам на них от этих орудий), эти гоминины охотились на животных и поедали их мясо, докладывают учёные в своей статье, опубликованной в журнале Nature.

Это открытие добавляет веса теории о том, что предки современного человека достигли Европы вскоре после того, как покинули Африку (почти 2 миллиона лет назад). Возраст самых древних останков человека, найденных за пределами Африки, исчисляется 1,8 миллиона лет (окаменелости были обнаружены около посёлка Дманиси в Грузии).

Грузинские ископаемые останки принадлежали Homo erectus (кстати, и по сей день там находят новые окаменелости). Эксперты предполагают, что потомки этих людей заселили Азию.

Вероятно, после Азии некоторые из них вернулись на Кавказ и направились на запад в Европу. Именно такой точки зрения придерживается коллега Карбонелля – Хосе Бермудес де Кастро (José Bermúdez de Castro) из Национального центра исследований эволюции человека (Centro Nacional de Investigatión sobre la Evolución Humana) в Бургосе (Burgos).

a — вид челюсти спереди, b — вид сверху, c — трёхмерная реконструкция поперечного среза челюсти, построенная с помощью компьютерной томографии, d, e — зубы Homo antecessor (иллюстрации с сайта palaeoblog.blogspot.com).

Где-то по пути наши предки эволюционировали, и испанскую находку антропологи классифицируют уже как Homo antecessor (Человек предшествующий) – вид, который является последним общим предком неандертальцев и Homo sapiens (кстати, к этому же виду отнесли предыдущего древнейшего европейца).

В том, что Карбонелль и его коллеги определили возраст находки правильно, большинство учёных не сомневается. Ведь испанская группа использовала сразу несколько методов: изучила палеомагнетизм, провела изотопный анализ и биостратиграфию самого ископаемого и сопутствующих предметов с места его обнаружения.

Впрочем, вполне вероятно, что ещё через год или два антропологи обнаружат новые (возможно, более древние) останки, и картина миграции предков современного человека снова изменится.

Крис Стрингер (Chris Stringer) из лондонского музея естествознания (Natural History Museum, London) даже не сомневается, что рано или поздно их обязательно найдут. На сегодняшний день существует множество находок из Франции, Италии и Испании (они представляют собой в основном каменные орудия), возраст которых оценивается в полтора миллиона лет.

Узнайте также о мальчике Турканы и загадке «человеческих» следов, оставленных кем-то в Мексике миллион лет назад.

А ещё мы писали о том, как в Эфиопии были найдены окаменевшие останки гоминидов возрастом 4,3-4,5 миллиона лет, а позднее – более «молодые» окаменелости, оказавшиеся недостающим звеном в цепочке развития рода Homo.

Хоббиты могли страдать кретинизмом