В непрозрачном янтаре обнаружено 356 древних существ

Кусочки янтаря, найденные во французском департаменте Шаранта Приморская (Charente-Maritime) (фото M. Lak, P. Tafforeau, D. Néraudeau).

Палеонтологи из университета Ренна (Université de Rennes 1) и Европейского центра синхротронного излучения (European Synchrotron Radiation Facility — ESRF) нашли в куске абсолютно непрозрачного янтаря возрастом 100 миллионов лет множественные останки древних животных.

С помощью метода микрорадиографии с фазовым контрастом (propagation phase contrast microradiography) команда учёных изучила два килограмма окаменелой древесной смолы и рассмотрела её секреты во всех деталях. На сегодняшний день это единственный метод поиска «чёрной кошки в чёрной комнате» – хвастает пресс-релиз ESRF.

Понятно, что невооружённым глазом подобные непрозрачные находки проверить никак нельзя. В то же время почти 80% «открытий» в Шаранте Приморской, где и нашли этот подарок истории, представлены именно в затемнённом янтаре.

Двухмерные изображения, полученные с помощью радиографии образцов в разных режимах съёмки (фото M. Lak, P. Tafforeau, D. Néraudeau).

Однако Мальвина Лак (Malvina Lak) и её коллеги из университета Ренна не отчаялись и привлекли к работе палеонтолога Поля Таффоро (Paul Tafforeau) из ESRF, а также ещё нескольких людей (смотрите статью, опубликованную в журнале Microscopy and Microanalysis).

Из «внутренностей» 640 камней удалось «выудить» 356 изображений окаменелых животных: от ос и мушек до муравьёв, клещей и даже пауков. 53% из них биологи уже смогли отнести к определённому роду.

Все животные по размеру не превышали сантиметра. Так, учёным попался клещ «ростом» всего 0,8 миллиметра и оса – 4 миллиметра. «Вероятно, более крупные насекомые смогли выбраться из густой смолы», — поясняет Лак.

Примеры трёхмерных изображений организмов, которые были найдены в древнем янтаре: a — Gastropod Ellobiidae, b — Myriapod Polyxenidae, c — представитель класса паукообразных, d — ветка хвойного дерева, e — равноногий рак, f — представитель отряда перепончатокрылых (иллюстрации M. Lak, P. Tafforeau, D. Néraudeau).

Чтобы добиться подобного результата, учёным пришлось попотеть. В частности, чтобы трещины и царапины на поверхности янтарных обломков не искажали изображение, последние перед экспериментом залили водой. По плотности янтарь и вода довольно близки (достаточно для синхротронного излучения). Такая «смесь» сделала их единым целым в глазах анализирующей системы и, кроме того, улучшила изображение.

После первичного осмотра биологи с помощью компьютера создали трёхмерные изображения останков насекомых и провели их классификацию.

Узнайте также о том, как в янтаре нашли лягушку возрастом 25 миллионов лет, пауков эпохи динозавров, пчелу без жала, но с пыльцой древней орхидеи, 100-миллионолетний и хищный грибы, а ещё древнюю паутину.

В перуанском автобусе найдены таинственные кости