Древняя змея показала скрытую ногу

Исследователь укладывает образец плиты для просвечивания на синхротроне (фото BBC).

Александра Уссэ (Alexandra Houssaye) и её коллеги из французского Национального музея естествознания (Le Museum National d’Histoire Naturelle) при помощи европейского синхротрона ESRF, расположенного в Гренобле, просветили окаменелость ранней змеи возрастом 92 миллиона лет, обнаружив в толще камня скрытую конечность.

Учёным известно, что змеи начали появляться менее 150 миллионов лет назад. Произошли они от ящериц, которые постепенно потеряли свои конечности.

Окаменелости «промежуточных созданий», демонстрирующих, к примеру, потерю передних лап, но сохранившиеся задние — крайне редкая находка. Мы рассказывали о двух таких образцах возрастом 95 и 90 миллионов лет. Эти твари, что интересно, подсыпали в своё время «дровишек» в спор о месте происхождения змей — на суше или в море.

Окаменелость древней змеи разделена между двумя частями расколотой некогда плиты. Причём на одной из них рядом оказались голова с первой частью позвоночника и тот участок хвоста, где были найдены задние конечности. На ногу, что виднеется на поверхности известняка, и указывает французская исследовательница (кадры BBC).

Изученная ныне змея — Eupodophis descouensi — попадает в ту же компанию: у неё отсутствуют передние конечности, но ещё имеются задние, хотя и совсем крохотные.

Они насчитывают в длину 2 сантиметра и, по предположению биологов, для данного существа были практически бесполезны. Общая же длина этой змеи составляет 85 сантиметров.

Вид Eupodophis descouensi был впервые описан ещё в 2000 году, но исследователи не решились разламывать блок известняка, в который оказался «вморожен» скелет. Это понятно: данная окаменелость — единственный экземпляр данного вида. Соответственно, многие детали его строения оставались скрытыми от глаз учёных.

Просветив обе ноги змеи мощным рентгеном, палеонтологи вскрыли тонкие детали устройства этих конечностей (сверху показана та, что проступала на поверхности, внизу — та, что была полностью скрыта в камне). Малая берцовая кость (на снимке — fibula), голень (tibia), бедро (femur) — чётко проявились на снимках. Причём учёные выполнили огромное число «кадров» под разными углами, что позволило создать на компьютере трёхмерные модели костей с разрешением в микрометры (иллюстрации J-C.Rage/F.Escuillie/Comptes Rendus Biologies; P.Tafforeau/A.Houssaye/ESRF).

Теперь же камень с останками Eupodophis descouensi удалось просветить при помощи источника мощного рентгена. Так открылись особенности анатомии древней змеи, дополнившие картину эволюции этих существ.

Причём, по словам Уссэ, скрытая в камне конечность, после её тщательного изучения, вероятно, сможет добавить много новых деталей, в сравнении с теми косточками, которые видны невооружённым глазом. И эти детали ещё предстоит соотнести с анатомией первых змей, открытых ранее.

«Мы были уверены, — говорит исследовательница, — что у этого экземпляра змеи сохранились в камне обе конечности. Но было великолепно убедиться в этом».

Открыта первая в мире лягушка без лёгких