В Швеции найдено старейшее дерево на планете

Стройность и небольшая высота дерева пусть вас не обманывают, оно родилось сразу после завершения плейстоценового ледникового периода (фото Leif Kullman).

Ель возрастом 9550 лет обнаружена в шведской провинции Даларна (Dalarna). Удивительное дерево и ряд его сородичей, не сильно уступающих в возрасте, изучили Лейф Куллман (Leif Kullman) и его коллеги из университета Умеа (Umeå University).

Много лет это дерево, растущее в горной местности, расценивалось как сравнительно молодое. Однако новое исследование показало, что это не так.

Согласно пресс-релизу университета, учёные нашли четыре экземпляра останков древних деревьев возрастом 375, 5660, 9000 и 9550 лет (эти числа установлены по анализу изотопов углерода). Интересно, что над каждым таким фактически погибшим деревом возвышалось по молодой ели.

Проведя анализ генов и ДНК, извлечённых из древних останков, исследователи удивились — наблюдалось неожиданное совпадение. Фактически стройная ель на горе Фулу (Fulu), утверждают учёные, имеет тот же генетический материал, что и «развалины» под ней. А это означает, что древнее дерево просто дало побег. Аналогично обстоит дело и с тремя другими елями, расположенными в округе.

Такая способность данных деревьев учёных не удивляет. Им известно, что растущие в шведских горах ели могут выживать в тяжёлых условиях благодаря умению «вырастить» из корневой системы второй ствол взамен умершего. Можно сказать, что мёртвое дерево себя клонировало.

В районе, лежащем от Лапландии на севере до Даларны на юге, исследователи нашли около двух десятков елей возрастом более 8 тысяч лет.

Хотя в последние 10 тысяч лет климат тут был неблагоприятным, эти деревья сохранились, выпуская новые побеги. А поскольку в последние 100 лет средняя температура воздуха в районе Фулу поднялась на градус, древние ели принялись активно развиваться. Так, молодой ствол той самой 9550-летней рекордсменки начал тянуться вверх, судя по всему, где-то в 1940-х.

Предыдущие самые старые деревья — сосны в Северной Америке — датировались 4-5 тысячами лет.

Кроме прочего, старейшие живые деревья планеты могут многое рассказать о переменах в климате. Учёные уже установили, что данный вид деревьев пережил ледниковый период за тысячу километров от Даларны – где-то к юго-западу от Норвегии, там, где климат был мягче. А после отступления льдов распространился по северу Европы вдоль тёплого побережья, в том числе попав в шведские горы.

Читайте наш рассказ о самых высоких в мире живущих ныне деревьях, о распродаже сосен юрского периода и о находке самых древних окаменелостей деревьев возрастом примерно 390 миллионов лет.

Древняя змея показала скрытую ногу