Создан самый маленький в мире транзистор

Две графеновые плёнки с локализованными на них точками (добавленными атомами) составляют основу полученного транзистора (фото с сайта news.bbc.co.uk).

Группе исследователей из университета Манчестера (University of Manchester) во главе с Константином Новосёловым удалось создать одноэлектронный транзистор, построенный на основе графена – материала, который, возможно, станет основой будущей наноэлектроники и вытеснит кремний.

Напомним, что дальнейшее уменьшение размеров кремниевых транзисторов неизбежно упирается в ограничения, связанные с проявлением квантовых эффектов, нарушающих электронные свойства кремния: у таких транзисторов при размерности менее 10 нанометров начинает «течь» электрический заряд.

Большие надежды на преодоление квантовых эффектов многие учёные связывали с недавно открытым графеном. Дело в том, что электроны в графене по своим свойствам отличаются от носителей заряда в обычных металлах и полупроводниках и ведут себя в них как безмассовые частицы.

Один из участников исследования Леонид Пономаренко демонстрирует устройство со встроенным транзистором (фото с сайта news.bbc.co.uk).

Мы уже писали о получении группой Гейма и Новосёлова графеновой плёнки «толщиной» в 1 атом. На прошлой неделе учёные сообщили в журнале Science о новых успехах: удалось получить графеновый транзистор, работающий при комнатной температуре — чего ранее сделать не удавалось и что, очевидно, требуется для работы современной электроники.

По словам Новосёлова, графен имеет несколько преимуществ перед кремнием, но в первую очередь это лучшая электропроводность, при этом ожидается десятикратное увеличение подвижности электронов.

Ещё одно практическое значение работы состоит в том, что учёные попутно обнаружили новое физическое явление: на графеновой структуре удалось наблюдать квантовый эффект Холла, и также уже при комнатной температуре.

Кстати, читайте об использовании графена в эксперименте по измерению одной из мировых констант и о потенциальных возможностях его промышленного производства.

Космические компьютеры научились чинить себя