Дети используют только одно чувство

Множество современных методик обучения детей направлено на развитие тех или иных чувств. Возможно, после данного исследования профессионалы возьмутся и за их обобщение (фото с сайта fashionisspinach.com).

Сразу две команды британских и итальянских учёных после проведения серии экспериментов пришли к выводу, что дети в отличие от взрослых не объединяют информацию, которая приходит от разных органов чувств.

Взрослые в большинстве своём, не задумываясь, интегрируют внешний вид (форму, цвет), звук, вкус и тактильные ощущения, которые они получают от определённого предмета, в общее представление о нём.

В то же время ребёнок в возрасте до 8 лет судит об окружающем мире только по одному из чувств, утверждают физиологи под руководством Марко Нардини (Marko Nardini) из Биркбекского колледжа университета Лондона (Birkbeck College, University of London) и Дэвида Бурра (David Burr) из университета Флоренции (Università degli Studi di Firenze).

Известно, что взрослый человек вполне способен из гаммы ощущений выбрать для себя то, которое поможет ему сориентироваться в пространстве в данный момент. Пример: в комнате полной людей, если вокруг очень шумно, он найдёт нужного ему друга визуально, нежели на слух.

Группа Бурра решила проверить, так ли это в случае с детьми. Учёные попросили ребятишек в возрасте от 5 до 10 лет, а также взрослых определить, какой из двух кубиков больше. Простая, казалось бы, задача. Чтобы принять решение, испытуемым разрешалось либо потрогать, либо посмотреть на кубик, либо сделать и то и другое одновременно.

Судя по всему, экспериментальная комната была совершенно пустой (фото с сайта barong.org.uk).

Выяснилось, что взрослые и дети старше 8 лет значительно лучше справлялись с заданием, когда им было разрешено и дотронуться, и осмотреть предметы.

В то же время младшие дети не проявили значительной разницы в результативности в зависимости от условий испытания.

«Мы, конечно, знали, что с возрастом человек начинает судить об окружающих предметах и событиях более точно, однако выясняется, что не менее важно научиться собирать ощущения воедино», — говорит Нардини, один из авторов следующего исследования.

Он и его коллеги предложили 28 детям в возрасте от 4 до 8 лет вернуть игрушку на то место, с которого они её взяли. Всё происходило в темноте, и ориентирами служили лишь три светящихся элемента, находящихся по периметру комнаты: в форме луны, молнии и звезды. Детям предложили сыграть в игру: взять игрушечную ракету, пройтись по комнате, чтобы заправить её топливом, посадить на неё пассажира и посчитать до десяти, имитируя взлёт со стартовой площадки. Затем ракету следовало вернуть на первоначальное место.

Во второй части эксперимента проделать то же самое попросили 17 взрослых.

В результате взрослые в среднем удалились от «точки начала» на 26 сантиметров, а дети почти в два раза дальше.

Затем задачу усложнили: в первом случае учёные выключили подсвеченные значки, а во втором раскрутили испытуемых на вращающемся стуле. Получилось, что сначала взрослые и дети могли полагаться исключительно на своё внутреннее чувство пространства, а затем — сориентироваться только по светящимся объектам (то есть по зрительному восприятию).

Взрослые участники эксперимента плохо справились с заданием в обоих случаях (если сравнить с первой частью исследования). Дети тоже не показали какой-то особо выдающейся точности, но при этом оказалось, что в случае если они полагались на какое-то одно чувство, то их результат почти ничем не отличался от варианта с использованием обоих чувств.

Выходит, что дети младше 8 лет не складывают получаемую информацию, а выбирают наиболее подходящий её источник. Возможно, именно по этой причине дети так легко теряются (сведения одного рода «выбивают» из головы другие), делают предположение учёные.

Статьи, посвящённые проведённым исследованиям, будут опубликованы в журнале Current Biology.

Читайте также о связи между восприятием и воспроизведением речи у младенцев. Кстати, ранее ученые доказали, что религия положительно сказывается на поведении детей, а наличие домашних животных (а именно собак) на успеваемости в школе.



В океане растут кислородные пустыни

4 мая 2008

Пасеки для летучих мышей призваны спасти леса

30 апреля 2008

Белок водорослей вернул зрение мышам

29 апреля 2008

Орангутаны Борнео проявляют удивительные способности

29 апреля 2008

Первое мясо из пробирки оценено в миллион долларов

28 апреля 2008