Найден новый генетический код избыточного веса

На спирали ДНК новая генетическая комбинация «лежит» недалеко от расшифрованного ранее гена MC4R, предположительно ответственного за механизмы переработки энергии, поступающей с пищей (иллюстрация с сайта turbosquid.com).

Журнал Nature опубликовал отчёт о масштабном генетическом исследовании, в котором приняли участие 90 тысяч европейцев. Полученные результаты позволили открыть новую наследственную комбинацию, ответственную за ожирение, но учёные считают, что это лишь начало пути.

Генетические основания избыточных жировых отложений были выявлены уже давно, однако установить конкретных «виновников» довольно долго не удавалось: те мутации, которые обнаруживались в ходе анализа ДНК добровольцев, объясняли лишь уникальные, «семейные» случаи наследования лишнего веса.

В апреле прошлого года в журнале Science были представлены результаты исследования генетического материала 40 тысяч европейцев, в ходе которого впервые был выделен чёткий признак генетической предрасположенности к ожирению — ген FTO, число копий и «версий» которого в ДНК человека напрямую влияет на количество жировых отложений.

В ходе исследования были получены статистически значимые зависимости между жировыми отложениями и последовательностями генов. Люди с двумя копиями новой генетической комбинации, влияющей на ген MC4R, в среднем весят на 1,5 килограмма больше, а те, кто унаследовал две копии гена FTO, — на 2-3 килограмма. При этом отмечен кумулятивный эффект: наличие обеих комбинаций может «добавить» человеку 3,8 килограмма (иллюстрация MEMBRANA).

Новый проект, в котором принимали участие исследователи из 7 стран и 77 научных центров, позволил добавить в копилку знаний о причинах ожирения ещё одну генетическую комбинацию.

Был выявлен новый, нерасшифрованный участок ДНК, оказывающий влияние на нормальное функционирование гена MC4R. Этот ген, в свою очередь, предположительно является «дирижёром» аппетита человека и отвечает за переработку получаемой энергии в жировые отложения.

Исследование показало, что новые генетические комбинации присутствуют у 35% белых европейцев, а в двух экземплярах – наиболее вредном для организма сочетании – найдены у 5-7%. С учётом того, что упомянутый ген FTO обнаружен у 16% населения, проблема наследственных оснований избыточного веса представляется социально значимой. По словам доктора Инеш Баррозу (Inês Barroso) из института Сэнгера (Wellcome Trust Sanger Institute), полученные выводы позволят понять генетические механизмы ожирения, влияющие на популяцию в целом.

Тем не менее участники проекта подчёркивают, что выявление генетических предпосылок избыточного веса не отменяет решающего значения здорового образа жизни и режима питания для поддержания себя в хорошей форме.

Кстати, вас может заинтересовать, как меняются механизмы похудения в течение жизни человека и каковы национальные особенности обмена веществ.

Читайте также о стартовавшем в этом году международном проекте по расшифровке геномов 1000 человек.

Открыта помеха для похудения взрослых