Катастрофический рукотворный вулкан проваливается под землю

Один из недавних снимков вулкана и его окрестностей (фото AP).

Индонезийский вулкан Lusi, который сформировался из-за технологической оплошности два года назад, начал проваливаться под землю под собственным весом. Об этом неожиданном открытии сообщили учёные из исследовательского коллектива университета Дарема (Durham University) и из технологического института Бандунга (Bandung Institute of Technology — BIT).

Как мы рассказывали, этот вулкан возник в результате неправильно проведённых буровых работ. Из его жерла стала бурно выходить на поверхность грязь, которая затопила всё вокруг.

Согласно свежим данным, жертвой это «рукотворной стихии» стали 36 тысяч жителей 12 близлежащих населённых пунктов. Объём грязи, выходящей наружу ежедневно, непрерывно возрастает и сейчас оценивается в 150 тысяч кубометров.

Вид из космоса и панорамный снимок Lusi и его округи. На спутниковой фотографии виден обширный участок серого цвета — зона затопления территории грязью (фото CRISP, Adriano Mazzini).

По результатам нового исследования, в центральной части вулкана произошло понижение уровня породы примерно на три метра. То есть, по сути, порода в районе жерла вулкана опускается под собственным весом.

Причиной этого, очевидно, является выход грязи из глубины, которая раньше компенсировала давление вышележащих слоёв.

Как говорят специалист из BIT, подобные неожиданные обрушения могут свидетельствовать о формировании кальдеры — впадины, возникающей после провала вершины вулкана и окружающей местности.

Настораживает то, что подобные структуры обычно характеризуются заметными масштабами. Так, глубина Lusi может составить почти 150 метров. В ширину же кальдеры могут достигать десятка километров.

С первых же дней катастрофы, начались спасательные операции и разработка плана остановки извержения. Справа — бетонные шары, которыми удалось заткнуть Lusi, правда, совсем ненадолго (фото Adriano Mazzini, EPA, AP, Dimas Ardian/Getty Images).

По словам Ричарда Дэвиса (Richard Davies), профессора из Дарема, исследующего вулкан с момента его появления, такой сценарий приведёт к ещё большему ухудшению экономической и экологической ситуации в регионе.

Читайте также о других экологических бедах антропогенного происхождения: кислородных пустынях, а ещё об озёрах, исчезнувших от потепления и от бурения.

Ядро Земли является кристаллом с кубической решёткой