У Млечного Пути оказалось в два раза меньше рукавов

Общую картину Млечного Пути собирали из 800 тысяч кадров, затем по ней рассчитывали «вид сверху» (иллюстрация NASA/JPL-Caltech).

На очередном 212-м собрании Американского астрономического общества (212th AAS Meeting) учёные «присмотрелись» к нашей галактике и обнаружили, что спиральных рукавов на самом деле отнюдь не четыре, а два.

Отметим, что, даже обладая современными инструментами анализа, астрономы приравнивают составление полной карты Млечного Пути к попытке создания карты Тихого океана рыбами.

Авторство первых попыток принадлежит англичанину Уильяму Гершелю (William Herschel), работавшему в далёком 1765 году. Следующий значимый шаг исследователи сделали лишь в 1950-м. Но и сейчас показать более-менее точную картину Галактики астрономы не в состоянии. Больше всего им в этом мешают крупные звёзды и звёздная пыль.

На заседании были представлены новые данные, полученные двумя командами учёных из США.

Первую возглавил Роберт Бенджамин (Robert Benjamin) из университета Висконсина-Мэдисона (University of Wisconsin-Madison). Его подопечные работали с данными орбитального инфракрасного телескопа Spitzer, который способен «видеть» сквозь пыль, помогая определять позиции и орбитальные скорости более 110 миллионов звёзд.

В рамках проекта GLIMPSE (Galactic Legacy Infrared Mid-Plane Survey Extraordinaire) учёные «собрали» общую картину Галактики (наиболее точную и чёткую на сегодняшний день), и оказалось, что главных рукавов всего два: рукав Центавра и Персея (Scutum-Centaurus и Perseus).

Два других – рукав Лебедя и рукав Стрельца (Cygnus или Norma и Sagittarius) — являются менее плотными, они в основном состоят из газа и регионов активного формирования новых звёзд.

Кстати, наше Солнце расположено в ещё меньшем рукаве Ориона или, как его ещё называют, Шпоре Ориона, находящейся между рукавами Стрельца и Персея. В 2005 году было рассчитано расстояние от Солнца до последнего из них.

Это наша Галактика в интерпретации художника, который представил себе, как она выглядела бы с точки зрения удалённого наблюдателя (иллюстрация NASA/JPL-Caltech).

Кроме того, астрономы выяснили, что обнаруженный в 2005 году гигантский бар в центре Млечного Пути почти в два раза больше, чем считалось ранее.

Тем временем другая группа учёных посмотрела на Галактику с помощью мощного радиотелескопа-интерферометра VLBA (Very Long Baseline Array).

Эти астрономы выяснили, что многие молодые звёзды, которые находятся в спиральных рукавах близко к центру Галактики, двигаются медленнее, чем показали предыдущие вычисления. Анализ их «полёта» свидетельствует, что после рождения звёзды были выброшены с круговых орбит и стали двигаться по эллиптическим линиям, именно поэтому учёные ранее ошибались в своих расчётах.

Новые данные, несомненно, помогут астрономам всего мира пересмотреть и/или уточнить структуру Галактики и эволюцию звёзд.

Читайте также о спиральной галактике с обратными рукавами.

Новая Суперземля может быть пригодна для жизни