Раскрашивание фломастерами ласточек повышает самооценку

Человеческое «по одёжке судят» применимо и к птицам, выяснили биологи сразу из нескольких университетов США (фото AP Photo/Marie Reed).

Чёрный маркер стоимостью шесть долларов сделал самых, казалось бы, «забитых» самцов ласточек Hirundo rustica erythrogaster преуспевающими дамскими угодниками и даже повлиял на их физиологию.

Учёные отловили в начале сезона спаривания 63 мужских особи ласточек из шести колоний в Нью-Джерси. Затем они раскрасили грудку и перья 30 птиц тёмным нетоксичным фломастером, «подтянув» их таким образом до уровня более удачливых сородичей (подменив цвет ржавчины тёмно-красным).

Через неделю птиц снова отловили и провели анализ крови подопытных. Оказалось, что подобное «переодевание» увеличило уровень тестостерона у самцов ласточек на 36% всего за неделю, да ещё и в тот период, когда он обычно снижается.

В то же время у остальных 33 самцов количество полового гормона уменьшилось почти вдвое, отмечает доцент Ребекка Шафран (Rebecca Safran) из университета Колорадо в Боулдере (University of Colorado at Boulder).

Как говорят сами учёные: «Мы сделали моментальный снимок эволюции в действии» (фото Kevin Stearns).

Кроме того, у раскрашенных Hirundo rustica erythrogaster наблюдалось снижение веса, но эта связь куда менее загадочна. Скорее всего, ласточки просто тратили больше времени на спаривание и меньше на поиски пищи.

О том, что раскрашенные самцы становятся более привлекательными для противоположного пола и, как следствие, спариваются чаще, биологи узнали около трёх лет назад. Впрочем, это не стало таким уж сенсационным открытием.

Теперь же выяснилось, что внешнее воздействие повлияло даже на обмен веществ у птиц.

«Вероятно, самцы почувствовали себя более уверенными, когда большее количество самок стало обращать на них внимание,» – задаётся вопросом один из авторов исследования, профессор эволюционной биологии Кевин Макгро (Kevin McGraw) из университета Аризоны (Arizona State University).

Но возможен и другой вариант: другие самцы уступили место новым, посчитав, что «власть сменилась». А может, определяющими являются оба фактора.

Какая бы теория ни подтвердилась (а это, хочется надеяться, произойдёт не через три года), учёные предостерегают людей сравнивать птиц и человека, даже учитывая, что ласточки моногамны и генетически разнообразны.

Чаще всего особенности поведения животных определяют гормоны, но данное исследование показывает, что «всё может быть куда сложнее», — говорит Джеймс Адельман (James Adelman) из Принстона (Princeton University), ещё один автор статьи, опубликованной в открытом доступе журналом Current Biology.

Кстати, на этой странице можно посмотреть видеоролик, демонстрирующий ход исследования, и студентов, бегающих за ласточками с сеткой в руках.

Узнайте также секрет красоты павлина. Кроме того, почитайте о том, что яркий клюв – это хорошо, а вот оперение — не всегда. Ещё мы писали о переменчивой моде на цвет перьев у овсянок.

Обнаружены 120-тысячелетние бактерии в глубоких льдах