Число известных Суперземель увеличилось сразу на четыре

Так выглядят данные с прибора HARPS (High Accuracy Radial Velocity for Planetary Searcher) (иллюстрация ESO).

Группа астрономов из Европейской южной обсерватории (ESO) открыла звёздную систему, обладающую сразу тремя Суперземлями, и ещё одну такую планету у второго солнца.

Найти эти планеты помог прибор HARPS, установленный на телескопе обсерватории La Silla (она является частью ESO). HARPS позволяет с высокой точностью определять колебания лучевой скорости родительской звезды.

Новые Суперземли-соседки имеют массу 4,2, 6,7 и 9,4 масс Земли. Их орбитальные периоды составляют 4,3, 9,6 и 20,4 дня соответственно. А вращаются они вокруг звезды HD 40307, расположенной в 42 световых годах от нас.

Звезда эта лишь немного меньше по массе, чем Солнце, так что колебания её под воздействием планет — крайне малы. Тем не менее точные замеры лучевой скорости HD 40307, проведённые за последние пять лет, позволили вычислить столь небольшие планеты, говорится в пресс-релизе ESO.

Тут надо пояснить, что из более чем 270 экзопланет, открытых на данный момент, собственно Суперземель (скалистых миров массивнее Земли, но не более чем в 10 раз) — лишь несколько штук. Основная же масса — газовые гиганты.

Наибольший интерес вызывают Суперземли, по «весу» не слишком отличающиеся от нашей родной планеты. Особенно если такие миры ещё и попадают в «зону жизни». Судя по периодам обращения, на вновь открытых мирах – мягко говоря, жарковато. Однако о предполагаемых параметрах климата новой тройки ESO пока ничего не говорит.

Трио Суперземель в представлении художника (иллюстрация ESO).

Одновременно обсерватория сообщила об открытии при помощи HARPS двух других планетарных систем.

В первой из них солнце даёт приют ещё одной Суперземле с массой в 7,5 земель и периодом обращения в 9,5 суток, а также — планете, сходной с Юпитером, год которой примерно равен трём земным годам.

Во второй системе имеется мир с массой в 22 Земли и годом всего в четверо суток, а ещё — планета, близкая по массе к Сатурну, период обращения которой составляет 3 года.

Один из участников исследования, Мишель Мэйор (Michel Mayor) из Женевской обсерватории (Observatory of Geneva), говорит: «Имеет ли каждая одиночная звезда планеты, и если да, то сколько? Мы не знаем ответа, но мы добились огромного прогресса на пути к нему».

Учёный считает данное открытие лишь вершиной айсберга. Из анализа массива данных с HARPS следует, что треть звёзд, близких по параметрам к Солнцу, обладает либо Суперземлями, либо планетами, схожими с Нептуном, с орбитальными периодами меньше 50 дней.

Если добавить сюда распространённые газовые гиганты и небольшие планеты с массой как у Земли (вот их-то ещё предстоит открыть), становится ясно, что солнечные системы с разнообразными мирами — явление обычное (вот интересный пример).

Кстати, Мэйор известен нам по участию в открытии первой потенциально обитаемой планеты вне Солнечной системы.

Познакомьтесь также с некоторыми другими Суперземлями: планетой-рекордсменом с массой всего в три Земли (кстати, не исключено — пригодной для жизни), близкой и жаркой, далёкой и холодной, очень близкой и ещё одной, возможно, тоже «живой».

Кстати, в «обитаемой зоне» иногда оказываются и газовые гиганты (как вот этот), а значит, благоприятные условия могут возникать на их скалистых лунах.

LIGO не обнаружила прямых следов гравитационных волн