Паучьи сети ловят добычу с помощью света

Учёные уже давно бьются над загадкой шёлковых вставок, называемых стабилимента (stabilimenta), которые пауки вплетают в свои паутины (фото с сайта wikimedia.org).

Новое исследование паутины австралийских кругопрядов должно, вероятно, положить конец спорам относительно предназначения шёлковых «украшений», которыми они декорируют свои сети.

Необычные белёсые вставки всегда удивляли тех, кто наблюдал подобные «произведения искусства» в дикой природе. Учёные терялись в догадках, зачем пауки используют их.

До недавнего времени существовало несколько мнений по этому вопросу: стабилимента отвлекает внимание насекомых, которые охотятся на пауков, привлекает крупных животных (и тем самым предохраняет паутину от обрыва) и, наконец, завлекает потенциальных жертв кругопрядов.

«Чтобы выяснить, какую выгоду получают от украшений эти членистоногие, мы решили провести простой эксперимент прямо в саду около нашего университета», — говорит один из исследователей Дитер Хочули (Dieter Hochuli) из университета Сиднея (University of Sydney).

Биологи под руководством Хочули ставили опыт, исходя из предположения, что стабилимента завлекает в паучьи сети жертв. Дело в том, что шёлковые вставки отражают ультрафиолетовые лучи, а также голубую и зелёную составляющие дневного света, таким образом, они как бы мимикрируют под лепестки цветов.

В результате насекомые предполагают, что летят к цветку, а попадают в лапы к пауку-кругопряду квислендскому Argiope keyserlingi (именно этот вид изучали энтомологи).

Узоры у пауков рода агриопы могут быть самые разные: крестики, линии, спирали, пупырышки, диски, шарики. При этом от одной паутине к другой «рисунок» может меняться (фото Guy Moberly/Alamy и с сайтов blogger.com, wikimedia.org).

Чтобы доказать свою гипотезу, учёные использовали листы пластика, которые «отрезали» ультрафиолетовое и голубое излучение. Затем они сравнили, сколько жертв попалось в обычные и сколько в «фильтрованные» сети в течение дня.

Оказалось, что домашние и мясные мухи, безжальные (род Melipona) и медоносные пчёлы, бумажные осы (семейство Vespidae) попадались в сети с украшениями значительно чаще, чем в «обычные». В то же время похожие на ос ихневмоноидные наездники оказывались в них реже.

Что же касается «фильтрованных» паучьих сетей, то в них значительно реже попадались мясные мухи, безжальные и бумажные осы, медоносные пчёлы. Все эти насекомые способны видеть ультрафиолетовую и голубую составляющие света. А вот на количестве попавших в сети комаров, которым это не дано, изменение отражения никак не сказалось.

В своей статье, опубликованной в Biological Journal of the Linnean Society, учёные делают вывод, что «украшения» являются своего рода световыми приманками для насекомых.

«Получается, что пауки используют чувствительность своих жертв к ультрафиолету», — заключает Хочули.

В ближайшем будущем биологи планируют выяснить предназначение разных видов рисунков.

Кстати, мы писали о паутине 180-метровой, древнейшей и рассказывающей о местной флоре.

Голуби оказались умнее трёхлетних детей