Удивительное дело: электростанцию, заброшенную уже много лет, скоро снова введут в эксплуатацию. Правда, всё, что было внутри – котлы, трубы и прочее — придётся убрать, а снаружи расцветить яркими огнями. Оно и понятно, ведь теперь станция должна будет вырабатывать не ток, а хорошее настроение.
Когда архитекторы берутся за какое-нибудь заброшенное сооружение, они часто его сильно меняют, чем нередко спасают от сноса. Случай с одной лондонской электростанцией примерно такой же. Только на этот раз не совсем понятно – спасут её архитекторы или наоборот, её саму от них надо спасать.
Электростанция Баттерси на южном берегу лондонской Темзы была первой тепловой электростанцией, давшей начало целой серии строительств других крупных ТЭЦ в Великобритании.
Эта станция – одно из самых крупных кирпичных зданий в Европе, оно занимает площадь порядка 136 тысяч квадратных метров. Его архитектор – Джайлс Гилберт Скотт (Giles Gilbert Scott) – человек, благодаря которому сформировался тот образ Лондона, который хорошо известен всему миру. Многочисленные соборы, красные телефонные будки, электростанция Бэнксайд (в которой в 2000 году открыли галерею Modern Tate), мост Ватерлоо – это всё проекты Скотта.
Станция Баттерси – монументальная и очень необычная постройка. Основная часть этого образа – четыре высокие кирпичные трубы, благодаря которым электростанцию можно разглядеть за несколько километров.
Станция запущена в эксплуатацию с начала 1930-х. После того, как она проработала полвека, в 1980-х её по каким-то причинам решили остановить. Какова могла бы быть судьба постройки – неизвестно.
Но вскоре после того, как станцию забросили, об этом узнала группа компаний Hong Kong Parkview Group, занимающаяся недвижимостью. Руководство организации решило, что в этом объекте есть что-то стоящее. Им потребовалось около десяти лет, чтобы подготовиться к воплощению своих идей – пришлось разбираться с целой кучей проблем – как юридических, так и дизайнерских. И вот – проект готов, осталось заняться его воплощением.
Новый вид станции заставит забыть о её индустриальном прошлом. Гостиницы и жилые помещения, офисы и галереи, места для коммерческой деятельности и отдыха должны будут объединиться в этом центре.
По идее авторов проекта, электростанция Баттерси сможет сыграть и немалую роль в сокращении безработицы: на время «переделки» потребуются значительные рабочие силы – порядка 3 тысяч человек, а когда проект заработает полноценно, он предоставит до 9 тысяч рабочих мест.
Новая архитектура изменит многое, однако, самое главное – захватывающий масштаб останется без изменений.
К примеру, котельная может быть преобразована практически в любое помещение, и неизвестно, будет ли здесь магазин, концертный или выставочный залы, но вместить он сможет без особых проблем больше двух тысяч человек.
Станция будет располагать в себе множество ресторанов, кафе, клубов, баров. Опять-таки, за счёт монументальности, развлекательные заведения будут здесь куда более впечатляющими, чем в центре Лондона. Чего будет стоить один только кинотеатр, с 14 экранами и вмещающий до 3 тысяч зрителей с лишним.
На западной стороне территории запланирована постройка гостиницы, но совершенной необычной – это должен быть первый курортный отель в Лондоне! Гостиница, по идее, будет содержать в себе всё, что душа пожелает – здесь хотят сделать отдых, подходящий для всех – от детей до пожилых людей.
Тут, впрочем, собираются предусмотреть всё возможное не только для отдыха, но и для бизнеса. Например, гостиницу хотят оснастить конференц-залами и открытыми площадками, вмещающими до 850 человек.
Однако для массовых бизнес-мероприятий и разных деловых встреч на территории комплекса запланированы отдельные помещения. Это будет также гостиница на 700 человек, но только располагающаяся в западной части станции. Главная аудитория должна быть рассчитана более чем на две тысячи мест, а концертный зал – на 2,4 тысячи.
А если речь о мероприятиях, например, с тематическими, подсекциями, для которых требуется много небольших помещений, то к ним гостиница готова ещё лучше, ибо в этом случае она сможет вместить до 4 тысяч делегатов. Это неслабо! Правда, представить себе такую конференцию трудновато.
Если есть гостиницы и торговые номера, то должны быть и офисные помещения. Для них будут строить отдельный комплекс зданий. Пока что известно про два из них – «Weave» (общей площадью 51 тысяча квадратных метров) и «Twist» (21 тысяча квадратных метров).
Вдобавок ко всему в южной части хотят построить жилые здания с 750 элитными квартирами.
Далеко не все жители Лондона одобряют этот проект. Настороженность, как ни странно, связана с трубами станции. Сообщество Battersea Power Station Community, которому небезразлично будущее здания электростанции, с негодованием приняло идею Parkview о демонтаже труб — от них компания посчитала нужным избавиться и заменить их на копии. С какой целью – точно неизвестно.
Правда, у общественности есть подозрения, что уничтожение труб – будет первым шагом к разрушению всего здания, а этого никто не хочет допустить.
Что не очень-то удивляет. «У лондонцев есть особое чувство обладания этой электростанцией», — говорят по этому поводу участники проекта модернизации Баттерси.
В наши дни Лондон существенно меняется, в его архитектурной стилистике возникает всё больше современных черт. Новые постройки часто настолько авангардны, что не имеют ничего общего с классическим стилем. И когда берутся переделывать старые — взять ту же галерею Тейт Модерн — часто добавляют что-то ультрасовременное.
Но стоит только какому-нибудь новатору взяться за очередное изменение облика британской столицы, как общество начинает потихоньку негодовать. Ну, что с ними поделаешь, с этими консервативными англичанами?