Остров Мэн намерен организовать у себя первый в мире Гран-при с нулевым выхлопом — TTxGP, в котором будут соревноваться гоночные авто и мотоциклы на электрической тяге.
Состязание будет проходить ежегодно на всемирно известном гоночном кольце Isle of Man TT. Строго говоря, это даже не кольцо, а дороги общего пользования, которые перекрываются на пару недель раз в году для проведения целой серии мотогонок, весьма престижных в мотоциклетном мире.
Ещё бы, на этой 60,7-километровой трассе соревнования проводят с 1907 года! Это самая старая действующая гонка в мире. Инди, Ле-Ман, Мото Гран-при, Милле Милья, Формула-1 и Дакар — все они моложе состязаний на острове Мэн.
В нынешнем году гонка Tourist Trophy Race (отсюда и сокращение TT) прошла в конце мая — начале июня. В 2009-м это феерическое мероприятие (на которое съезжаются любители мотогонок со всего света) состоится как обычно (серия откроется 30 мая). Но одновременно хозяева супертрассы приготовили для фанатов техники настоящий сюрприз.
В июне Isle of Man TT примет первый «электрический Гран-при».
Поясним, в мире уже существуют гонки экологически чистых машин, достаточно вспомнить Michelin Challenge Bibendum или World Solar Challenge. Однако эти состязания являются многодневными ралли-пробегами, где скорость — не главное. TTxGP же — это шоссейно-кольцевая гонка, спортивная битва в чистом виде.
Каковы будут правила? Подробности обнародуют позже, но уже известно следующее.
Дистанция — один круг, или почти 61 километр. Кстати, трасса проходит по узким извилистым дорогам, зачастую пересекающим деревеньки и подходящим близко к домам, заборам, деревьям и кустам. Очень живописное кольцо. Трудное и опасное.
На трассу TTxGP последовательно выйдут три класса машин. Первый — Pro Class — в нём будут состязаться электрические супербайки, сходные по возможностям с теми бензиновыми собратьями, что сражаются в Мото Гран-при. Позднее в этом классе могут появиться и автомобили, аналогичные болидам Формулы-1, только с электромоторами и аккумуляторами вместо ДВС. Это будет элита.
Более скромный по техническим параметрам и, что важно, бюджету команд — Open Class. Тут предполагается создание гоночных электрических аппаратов (на двух, трёх или четырёх колёсах) с применением широкодоступных серийных компонентов.
Третий — Free Class. В нём нет приза, и походить он больше будет на выставку, нежели на настоящую гонку. Предполагается, что в этом классе по знаменитому кольцу острова Мэн пройдут самые диковинные экспериментальные аппараты, находящиеся на переднем фронте сражения за альтернативные источники энергии.
TTxGP должно предоставить компаниям, университетам и отдельным изобретателям возможность померяться силами в очной борьбе и заодно показать всему миру, что «зелёное» транспортное средство вовсе не означает «медленное».
Основатель TTxGP Азар Хуссейн (Azhar Hussain) говорит: «Это радикальный отход от обычных гонок. Мы намерены творить историю».
Читайте также о самом динамичном электрическом мотоцикле и электромобиле, развивающем 370 километров в час.