Медоносные пчёлы помогли найти эгоистичный ген

Трудолюбивые пчёлы уже давно помогают человечеству делать открытия в самых различных областях. Например, недавно зоологи узнали, что пчёлы далёких стран понимают друг друга спустя миллионы лет (фото M. F. O'Brien).

Международной группе учёных удалось обнаружить доказательства существования «эгоистичного» гена, впервые локализовав соответствующий участок ДНК у пчёл. Возможно, это положит конец многолетней дискуссии о природе социальных феноменов – таких как самопожертвование, например.

Напомним, в свой знаменитой книге «Эгоистичный ген» (The Selfish Gene) Ричард Докинз (Richard Dawkins) утверждал, что фундаментальной основой поведения особи является репликация как можно большего числа наследственных комбинаций.

В определении «эгоистичный» заключена злая ирония, поскольку в процессе эволюции именно слепая предрасположенность к максимальному воспроизводству может способствовать, к примеру, самопожертвованию.

В генетических исследованиях этот термин не несёт в себе никаких поведенческих характеристик – он означает лишь то, что наследственные комбинации просто подчиняются законам молекулярной биологии.

Конечно, такой подход к оценке эволюции не является прерогативой Докинза. Ещё Чарльз Дарвин сформулировал так называемый альтруистический парадокс – мы уже писали об исследовании наследственных причин самопожертвования у социальных насекомых.

Общество медоносных пчёл (Apis mellifera) устроено весьма сложным образом. В улье имеются: матка, рабочие пчёлы (бесплодные самки) и трутни (самцы) – все вместе они образуют «суперорганизм» (фото с сайта sciencedaily.com/Florin Tirlea).

Перепончатокрылые (Hymenoptera) – вообще очень интересный объект для наблюдения: в колонии медоносных пчёл, например, рабочие пчёлы-самки являются бесплодными и при этом заботятся о чужом потомстве.

Многие исследователи считали, что таким образом насекомые всё равно обеспечивают воспроизводство своего генетического материала – общего для их родовой группы. Но ген или гены, ответственные за такую стратегию, до сих пор выделены не были.

Грэму Томпсону (Graham Thompson) из университета Западного Онтарио (University of Western Ontario) и Питеру Оксли (Peter Oxley) из Сиднейского университета (University of Sydney) впервые удалось локализовать участок ДНК у пчёл, который, по их мнению, отвечает за стерильность.

Профессор Томпсон считает, что это подтверждает существование «эгоистичного» гена.

«Сделанное нашей группой открытие – весомый аргумент в пользу социобиологии», — добавляет он.

Расшифровка генома пчёл проводилась на основании результатов, полученных в ходе реализации проекта Honey Bee Genome Project в 2006 году.

Детальный отчёт об исследовании будет опубликован в июльском номере журнала Genetics.

Читайте также о том, как пчёлы превзошли по числу видов млекопитающих и птиц, или об альтруизме у крыс.

Найден удивительный пример обмена генами без полового размножения