Самая далёкая гамма-вспышка озадачила прозрачностью Вселенной

Рентгеновский снимок 3C279. Специалисты пока что воздерживаются от комментариев о том, как данное открытие повлияет на дальнейшее развитие космологии (фото MAGIC Collaboration).

Об открытии самого далёкого источника гамма-всплеска сообщили исследователи из международной группы, в которую входят астрофизики из 26 исследовательских организаций из разных стран мира. Интересно, что из параметров этой находки, сделанной с помощью рентгеновского телескопа MAGIC, следуют неожиданные выводы о прозрачности Вселенной.

Источник резкого всплеска рентгена — объект 3C279, находящийся на расстоянии более 5 миллиардов световых лет от нас. Согласно данным учёных, этот объект представляет собой квазар (об этих объектах читайте в наших материалах: 1, 2, 3, 4).

В центре этого квазара, как и любого другого, находится активное галактическое ядро, представляющее собой сверхмассивную чёрную дыру. Она поглощает окружающее вещество, при этом испуская электромагнитное излучение в диапазоне от радиоволн до жёсткого рентгена.

Основная часть всех этих лучей, в принципе, может легко проходить через вещество Вселенной. Особенность рентгена в том, что он существенно ослабляется из-за его взаимодействия с фотонами реликтового фонового излучения.

Из теоретических оценок, существовавших до сих пор, следовало, что очень далёкие объекты, излучающие в рентгеновском диапазоне, из-за этого не могут быть зафиксированы. Но обнаружение вспышки квазара 3C279 заставило усомниться в этом, ведь он замечен на расстоянии, соизмеримом с половиной радиуса видимой части Вселенной, что прежде считалось невозможным.

Из открытия следует вывод о том, что Вселенная в целом гораздо более разрежённая и более прозрачная, чем это считалось ранее, — по крайней мере для рентгена.

Подробнее об объекте и результатах его изучения читайте в статье, опубликованной в Science.

Узнайте заодно об измерении скорости вещества при гамма-вспышках, о возможном влиянии этого явления на начало ледникового периода, а также о проблематичной гибридной вспышке.

Молодой Марс пережил страшный удар