Построена ДНК из искусственных компонентов

Японцы утверждают, что искусственная ДНК по общему строению походит на натуральную (иллюстрация Michael Ströck).

Масахико Инуе (Masahiko Inouye) и его коллеги из университета Тоямы (University of Toyama) собрали ДНК, которая почти полностью состоит из искусственных «кирпичиков». Достижение может пригодиться в генной терапии, а также в построении биокомпьютеров.

Напомним, мы как-то уже рассказывали о создании крупнейшей рукотворной ДНК. Однако в том случае учёные собирали «молекулу жизни» пусть из синтезированных в лаборатории фрагментов, но включающих в себя всё те же азотистые основания (аденин, гуанин, тимин, цитозин), что формируют «текст» и самого обычного генетического кода.

Японские же специалисты собрали ДНК из видоизменённых азотистых оснований – то есть из веществ, отличающихся по строению от естественных букв наследственного кода. Правда, как и в обычной ДНК, новые основания «нанизывались» на обычный каркас из сахара — дезоксирибозы.

Вверху: фрагмент ДНК естественной и четыре азотистых основания, составляющих буквы наследственного кода. Внизу: искусственная молекула, синтезированная Инуе и его коллегами, и, соответственно, четыре модифицированных нуклеотидных основания (иллюстрация Masahiko Inouye).

В опытах университета Тоямы искусственные нуклеотиды точно так же сформировали длинный биополимер, закрученный в двойную спираль, как это делают природные нуклеотиды в клетках живых существ. И, как естественная ДНК, новая молекула была закручена вправо.

Искусственная ДНК показала высокую стабильность. В сочетании с не вполне обычными свойствами синтезированных оснований это позволило авторам работы говорить об открытии «беспрецедентных возможностей для разработки новых биотехнологических материалов». Подробности будут разъяснены в статье в журнале Американского химического общества (Journal of the American Chemical Society) от 23 июля.

Кстати, первые опыты по созданию молекул ДНК, содержащих отдельные «неестественные» буквы генетического кода были поставлены много лет назад. С тех пор исследователи, развивающие так называемую синтетическую биологию, добились впечатляющих успехов.

В частности, мы вас знакомили с прототипом биологического компьютера, объясняли, как биологи создали клетки с искусственной генетической памятью, и рассказывали о первой трансплантации всего генома между видами.

Генетики перетрясли ветви птичьего древа эволюции