Учёные нашли фабрику звёзд

Зелёная зона на иллюстрации – активная молодая галактика. В ней наблюдается повышенное излучение в инфракрасном диапазоне, что свидетельствует об интенсивном процессе образования новых звёзд (иллюстрация Science/NASA/JPL-Caltech/Subaru).

В этом месте зажигаются тысячи звёзд, но речь не о Голливуде и даже не о киностудии имени Довженко, а о новой молодой галактике, обнаруженной астрофизиками.

По их мнению, исследование этого космического инкубатора позволит лучше понять эволюцию ранней Вселенной и процесс образования галактик, подобных нашей. Отчёт о результатах астрономических наблюдений опубликован в Astrophysical Journal Letters.

Звёзды образуются не так-то просто. Процесс требует гигантских «запасов» межзвёздного вещества и огромных гравитационных сил, в результате действия которых «запускаются» космические термоядерные реакторы.

Галактик в видимой части Вселенной, по разным оценкам, около 100 миллиардов. Но дело в том, что большинство из них получили свой звёздный «комплект» в течение одного миллиарда лет после Большого взрыва.

Согласно общепринятой в космологии точке зрения, большинство старых галактик не сами «произвели» звёзды, но «притянули» их из более мелких скоплений – так называемых кластеров.

Однако у этой теории есть одно слабое место: отсутствие необходимого количества «бесхозных» кластеров. Млечный путь, к примеру, даже теоретически не смог бы «набрать» свои 300 миллиардов звёзд. Каким же образом они появились?

Международная группа учёных озадачилась этим вопросом и решила искать ответ на него в молодой части Вселенной – процессы, там происходящие, аналогичны тем, в результате которых возникла в том числе наша Галактика.

На выбранную роль очень удачно подошла космическая структура, обнаруженная с помощью космического телескопа Spitzer. Она удалена от нас на 12,3 миллиарда световых лет и активно излучает в субмиллиметровом диапазоне (граница радио- и инфракрасного спектров). Такая яркость, по мнению исследователей, означает, что в наблюдаемом объекте происходят активные процессы звездообразования.

Дополнительные наблюдения в оптическом, радио- и рентгеновском диапазонах позволили подтвердить эту гипотезу: в новой галактике (её сразу же назвали «Бум рождаемости» – Baby Boom) возникает не менее 4000 новых звёзд в течение года. Для сравнения: это примерно в 400 раз больше «плодовитости» Млечного пути.

По словам учёных, притянутые «Бумом рождаемости» кластеры «влетают» друг в друга на огромной скорости, и в результате появляется большое количество новых звёзд. Таким образом, интенсивность их образования обусловлена не только «захватом» готовых светил новой галактикой, но и производством своих – путём сталкивания скоплений.

Доктор Джованни Фацио (Giovanni Fazio) из Смитсонианского центра астрофизики в Гарварде (Harvard-Smithsonian Center for Astrophysics) считает, что полученные результаты – «важный шаг вперёд» в изучении эволюции Вселенной.

А по мнению Кристофера Михоса (Christopher Mihos) из университета Кейс-Уэстерн Резёрв (Case Western Reserve University), дальнейшие наблюдения должны выявить ещё немало аналогичных взрывов, которые, должно быть, сопутствовали формированию любой молодой галактики.

Читайте также о невидимом воровстве галактик или об открытии одной из самых первых галактик во Вселенной.

Доказана связь земных метеоритов с астероидами главного пояса