Огромные горки для взрослых выявляют счастье

Очевидцы утверждают, что спуск по скату из отполированной нержавейки, накрытой пластиковым "стеклом", получается "ухабистым". Может неслабо тряхнуть (фото с сайта guardian.co.uk).

Гигантские горки для всех желающих! Десятки метров чистой радости! Горки — не только решение проблем психического здоровья и эффективное средство против стресса и депрессии. Горки — практичное средство транспортировки! Автор говорит, что это «детская площадка для тела и мозга», вызывающая «специфическое настроение, связанное с неограниченной свободой».

Родившегося в Бельгии, ныне живущего в Швеции немецкого художника Карстена Хёллера (Carsten Höller) называют одним из самых значимых мастеров его поколения. Среди работ 44-летнего автора можно встретить и чистые концепты, и дерзкие эксперименты, и продуманные практичные вещи. Причём он не занимается ничем конкретно, а интересуется всем сразу: фильмы, рисунки, архитектурные проекты, фотографии, перформансы, скульптуры, инсталляции.

Вообще же, творения Хёллера нередко включают в себя «игривые элементы» и требуют участия зрителей — только так получаются законченные формы, только тогда они демонстрирует поднятые создателем проблемы, касающиеся человеческого поведения, вопросов логики, изменений настроения и восприятия.

Карстен Хёллер собственной персоной (фото с сайта telegraph.co.uk).

«Понятия, находящиеся на грани исчезновения» — вот что интересует Хёллера. К таковым он относит, например, непроизводительность, неблагоразумие, гиперболизацию, спокойствие и отвагу.

Ещё Карстен говорит, что «поощряет неуверенность и недоумение», но презирает «доминирующее утилитарное мышление, своего рода массовую истерию, имеющую отношение к нелогичности свободы и радости». У него вызывает отвращение «повиновение соревновательному утилитаризму, приводящее к однородности в любой области».

Так вот, среди наиболее известных работ художника — горки, которые он мастерит с 1998 года и всё никак не может остановиться.

В лондонской галерее горки заняли Turbine Hall — «Турбинный зал» (фото с сайта guardian.co.uk).

С «взрослых горок» народ уже успел покататься в Берлине и Милане, а 10 октября пять закрученных скатов (инсталляция Test Site) открылись для публики в лондонской галерее современного искусства Tate Modern. Посетители смогут кататься с горок вплоть до 9 апреля будущего года.

Самая длинная горка в Tate насчитывает больше 55 метров — по ней можно съехать с пятого этажа галереи, с высоты 26,5 метров! Очевидцы утверждают, что скорость достигает 48 км/час! Все, естественно, орут как резаные.

Кажется, для того, чтобы нырнуть туда требуется отвага. Однако решаются на это даже дети (фото с сайта tate.org.uk).

Но что эта инсталляция делает в арт-галерее? «Это искусство, и это — не искусство», — говорит Хёллер. Нашлись его ответы и на другие животрепещущие вопросы, вроде «как он пришёл к идее горок?» и «зачем ему всё это нужно?».

«К этой работе имеет отношения одно из моих воспоминаний детства, — объясняет художник. — Каждый день по дороге в школу я проходил мимо большого здания в центре парка — дома престарелых. Серебристые скаты спускались с верхнего этажа прямо до земли, это были такие пожарные лестницы. И я подумал, что можно разработать подобные горки для любого количества других целей».

Взрослый подстелил под себя ткань, а бесстрашный ребёнок, по видимому, спустился просто так (фото с сайтов ananova.com и guardian.co.uk).

Горки, по словам Хёллера, являются «скульптурной работой с прагматическим аспектом», так как это «эффективное и экологически чистое средство транспортировки» («вы отпускаете руки, теряете контроль и, мгновение спустя, благополучно прибываете в другое место»). Но скаты, к тому же, «выявляют счастье», ведь «когда люди спускаются, они часто кричат от чистой радости».

Выглядит всё это, конечно, эффектно. Вдобавок ко всему на проезжающих по трубе можно любоваться с балконов (фото с сайта guardian.co.uk).

«Это даёт вам ряд возможностей: вы можете просто смотреть и наслаждаться красотой конструкции, или наблюдать, как скатываются другие люди, или даже скатиться сами. Ну и, конечно, вы можете просто воспользоваться лестницей», — поясняет Карстен.

Он даже сравнивает спуск с воздействием наркотика — настолько это «волнующий опыт». Хёллер говорит: «Появляется очень необычное настроение. Возможно, слова „счастье“ или „удовольствие“ для его описания не подходят, но оно имеет отношение к чувству облегчения или даже свободе».

На этом снимке можно увидеть самую высокую и длинную горку, уходящую аж на пятый этаж (фото с сайта tate.org.uk).

«Хёллер твёрдо уверен в том, что горки должны более широко использоваться в нашем обществе, — сообщила куратор галереи Tate Modern Джессика Морган (Jessica Morgan). — Идея художника состоит в том, что, если бы все мы скатывались с горки каждый день, это могло бы глубоко изменить нашу жизнь».

Кстати, выступая на открытии выставки, Карстен заявил, что если инсталляция Test Site не будет пользоваться успехом у публики, гигантских горок он строить больше не будет. Ни-ког-да.



Деревянный аимулет шепчет поэмы на волнах невидимого света

6 октября 2006

Воздушное лезвие быстро срезает влагу с рук

4 октября 2006

NASA разрабатывает космический детектор дыма

3 октября 2006

Придуман новый форм-фактор для микроволновой печи

27 сентября 2006

Коммерческий комплекс излучает космическую радиацию

27 сентября 2006