Китайские лягушки обладают встроенным тюнером

Odorrana tormota – один из двух известных видов лягушек с вогнутым ухом. Именно эта их особенность, по мнению исследователей, способствовала дальнейшей эволюционной адаптации слухового аппарата (фото Albert Feng, University of Illinois).

У лягушек вида Odorrana tormota обнаружены удивительные способности: их слуховой аппарат подобен радиоприёмнику, в котором нужную частоту можно настроить, а посторонние шумы – отсечь.

Эти земноводные, обитающие в районе горных источников в центральном Китае, уже давно удивляют биологов. Ещё два года назад исследователи выяснили, что самки и самцы данного вида могут варьировать октавы брачных песен в зависимости от уровня шума падающей воды.

Выявленная система коммуникации работала в ультразвуковом диапазоне и была очень надёжной: мужские особи оказались способны находить подруг с невероятной точностью – число ошибочных поисков не превышало 1%.

В ходе дальнейших наблюдений учёные с помощью лазера измерили колебания барабанных перепонок амфибий и заметили, что иногда чувствительность к ультразвуку в них как бы отключается.

Расследование этого загадочного феномена показало, что евстахиевы трубы лягушек – слуховые каналы, соединяющие носоглотку и среднее ухо, – могут периодически перекрываться.

Таким образом лягушки и регулируют воспринимаемый диапазон – в зависимости от того, какой источник звука для них в данный момент важен.

У всех других известных лягушек (да и животных вообще) звуковые волны воздействуют на барабанную перепонку одним и тем же образом – она вибрирует в ответ на любой шумовой раздражитель (с поправкой на чувствительность, разумеется). Даже перепонки мёртвой лягушки будут колебаться с той же частотой, что и у живой (фото Albert Feng, University of Illinois).

Открытие было сделано группой американских и китайских учёных. Отчёт об этой работе опубликован в пресс-релизе университета Иллинойса в Урбане-Шампейн (University of Illinois at Urbana-Champaign).

По словам авторов исследования, Odorrana – единственное известное животное в мире, которое обладает такими способностями.

Впрочем, у самцов этой редкой амфибии, по всей видимости, просто не было другого выхода: как ещё услышать желанный призыв самки да ещё и найти её в таком шуме?

«Они обитают по берегам бурных рек в горах Хуаншань, – поясняет ведущий автор исследования Альберт Фэн (Albert Feng) из университета Иллинойса. – Представьте, что вы разговариваете во время сильного дождя – ощущения, наверное, те же. Вам бы пришлось кричать, чтобы услышать друг друга».

Однако лягушки решили поступить более мудро и развили соответствующий слуховой аппарат.

Читайте также о лягушках без лёгких или о гигантской дявольской лягушке.

Поддонные бактерии делятся в рекордно низком темпе