Киты бьют хвостом со смыслом

На фото: самка горбатого кита (Megaptera novaeangliae) с детёнышем. Этот вид является одним из самых крупных – средняя длина тела взрослой особи составляет около 15 метров для самок и 14 метров для самцов (фото NHPA/Michael O'Neill).

Звуки, издаваемые китами, могут нести в себе гораздо больше смысла, чем считалось ранее, – к такому выводу пришли биологи в ходе масштабного исследования поведения этих животных в естественных условиях.

Что касается песен морских млекопитающих, то они уже давно и подробно описаны учёными. Однако «невербальные» средства коммуникации мало кем изучались. Как оказалось, напрасно.

Горбатые киты, например, нередко бьют по поверхности моря плавниками или хвостом, а иногда полностью выпрыгивают из воды в вертикальном положении и с оглушительным всплеском падают вниз.

Предыдущие исследования Megaptera novaeangliae уже отмечали наличие какой-то системы в подобном поведении, но его точное предназначение оставалось непонятным.

Международная группа учёных под руководством Ребекки Данлоп (Rebecca Dunlop) из университета Квинсленда (University of Queensland) решила более внимательно рассмотреть эту проблему и продолжила изучать популяцию горбатых китов в районе Большого барьерного рифа.

Отчёт об этой работе опубликован в журнале Marine Mammal Science.

После нескольких лет наблюдений данные, полученные с наземных станций и гидрофонических буёв, были сопоставлены с поведением животных.

Вертикальное выпрыгивание из воды и последующее падение плашмя наиболее часто наблюдается в сообществах, где лишь один взрослый кит. Тревожный сигнал означает: «Я здесь!» (фото Rebecca Dunlop).

Выяснилось, что киты в зависимости от обстоятельств и отношений с другими особями производят различные типы «побочных» звуков – путём выпрыгивания, ударов плавниками и прочих интенсивных телодвижений.

Например, учёные заметили, что подводные выбросы воздуха через дыхательную дырочку обычно сопровождали встречу двух китов – одинокого и плывущего вместе с самкой. Последний таким образом давал понять, что его подруга находится под защитой.

Также был обнаружен звук, которым обмениваются самка кита и её детёныш. Интересно, что похожим сигналом пытаются привлечь внимание одинокие самцы, ищущие себе вторую половину.

«С эволюционной точки зрения наладить звуковую коммуникацию было очень практичным решением: под водой мало что видно, зато слышимость хорошая», — говорит доктор Данлоп.

А морской биолог Люк Ренделл (Luke Rendell) из университета Сент-Эндрюз (University of St Andrews) считает, что новое исследование позволит собрать мозаику вербального общения китов воедино, а также понять, как они реагируют на другие звуки в океане: «Увеличивается уровень шумов, вызванных человеком, в том числе военными сонарами и прочими приспособлениями, потенциально опасными для этих животных».

Будем надеяться, что это поможет окончательно объяснить причины внезапного выброса китов на берег.

Читайте также о прыжках гигантских осетров, о китах-убийцах или о том, как военно-морской шум приводит к гибели китов.

Биологи открыли любопытную деталь в языке дельфинов