Cassini подтвердил существование жидких озёр Титана

Длина озера (показанного здесь на разных длинах волн) составляет 235 километров. О его глубине пока ничего сказать нельзя (фото NASA/JPL/Space Science Institute и NASA/JPL/University of Arizona).

Космический аппарат Cassini помог исследователям доказать наличие жидкости ещё на одном теле в Солнечной системе, помимо Земли. Кроме того, учёные выяснили, что на Титане существуют электрические бури.

Многочисленные «водоёмы» Титана (от небольших озёр до морей) были открыты в 2005-2007 годах. В принципе, у учёных не оставалось сомнений, что заполнены они жидкими углеводородами (на это указывали физические условия на поверхности и радарные съёмки; кстати, посмотрите наш обобщающий материал по «водоёмам» сатурнианской луны).

Однако напрямую зафиксировать состав этих озёр ещё не удавалось.

И вот теперь благодаря инфракрасному спектрометру VIMS исследователи прочитали чёткую «подпись» этана в озере Онтарио (Ontario Lacus), расположенном в районе южного полюса Титана. Этан поставляется в озеро из атмосферы, где он генерируется из метана под действием ультрафиолета от Солнца, добавляют специалисты.

О том, что этан этот — жидкий, говорит отсутствие отражения поверхностью озера света с длиной волны 5 микрометров. Совершенно гладкая поверхность поглощает 99,9% такого излучения, говорят исследователи Титана.

Проведённые измерения также исключили возможность того, что данный объект заполнен льдом, жидкими аммиаком и углекислым газом или гидратом аммиака. Зато указали на то, что этан в озере смешан с метаном и азотом.

Также учёные из университета Аризоны (University Arizona), работающие с данными VIMS, сообщили, что озеро Онтарио, похоже, испаряется: у него виден чёткий «пляж» — переходная полоса между «чёрной» поверхностью «воды» и светлым берегом. Эта полоса, вероятно, заполнена мокрым песком или тонким слоем жидкой органики.

Открытие поможет учёным лучше понять химию и перемены погоды на Титане.

Составное изображение рельефа Титана, «проявленного» приборами Cassini (в видимой части спектра поверхность этой луны скрыта от глаз) (фото NASA/JPL/University of Arizona).

Одновременно пришло важное сообщение от другой группы исследователей. Как передаёт ScienceDaily, физики из университетов Гранады (Universidad de Granada) и Валенсии (Universitat de València) обнаружили электрическую активность в атмосфере Титана.

Открытие удалось сделать, перелопатив данные с датчика MIP на аппарате Huygens, севшем на Титане в 2005 году.

Испанцы разработали алгоритм переработки и фильтрации сигналов, пойманных Huygens, и выявили ускользавшую ранее информацию — в ионосфере Титана наблюдается так называемый резонанс Шумана, говорящий о наличии на луне стоячих электромагнитных волн сверхнизкой частоты, генерируемых (если проводить аналогию с Землёй) молниями.

А это, по мнению авторов работы, существенно повышает шансы на формирование на Титане пребиотических органических соединений.

Напомним, недавно NASA продлило миссию Cassini на два года, так что нам стоит ожидать новой россыпи удивительных открытий.

Virgin Galactic представила самолёт-носитель для космического туризма