Коллаген динозавра показался палеонтологам бактериями

На этом снимке, полученном с помощью электронного микроскопа, показана биоплёнка, отслоившаяся от стенок сосудов кости динозавра. Масштабная линейка соответствует 150 микрометрам (фото Thomas Kaye).

Выводы учёных, предположивших, что в костях тираннозавра до наших дней сохранились белки, попыталась опровергнуть группа учёных под руководством Томаса Кайе (Thomas Kaye) из университета Вашингтона в Сиэтле (University of Washington in Seattle).

Когда группа американских палеонтологов обнаружила в костях динозавра мягкие ткани, а потом показала, что найденные фрагменты рассказывают о родственных связях с другими животными, это казалось невероятным.

Кайе и его коллеги обследовали 15 образцов костей древних существ (морских и сухопутных) и, несмотря на всеобщий ажиотаж, теперь заявляют, что никакие это не мягкие ткани вымерших животных, а всего лишь так называемые биоплёнки — останки бактерий.

«Поначалу я был уверен, что действительно имею дело с сохранившимися до наших дней белками, но затем мне пришлось посмотреть правде в глаза», — рассказывает Том в пресс-релизе университета.

«Мы вскрыли множество окаменелых костей, провели над ними сотни часов и почти во всех обнаружили подобие останков мягких тканей», — добавляет Кайе.

Однако во время проведения электронной микроскопии и масс-спектроскопии оказалось, что внутри полостей кости (например, на месте бывших кровеносных сосудов) находятся лишь продукты жизнедеятельности бактерий или, попросту говоря, высохшая слизь.

Эти микроорганизмы селились в окаменелых останках уже после того, как животные умирало, попадая внутрь с водой. Выделяемая ими слизь заполняла все доступные пустоты, а затем минерализовалась.

«Вы можете увидеть то же самое, если оставите ведро с дождевой водой на заднем дворе на несколько дней: тонкий слой слизи покроет стенки», — приводит пример палеонтолог.

В пользу бактерий свидетельствуют и обнаруженные при большом увеличении пузырьки, которые могли оставить представители оных, дышащие метаном, а также дорожки, которые пронизывают кости вдоль и поперёк.

Но и это ещё не всё — радиоуглеродный анализ показал, что образцам «слизи» никак не больше 50 лет.

Между тем руководитель предыдущего исследования Мэри Швайцер (Mary Schweitzer) из университета Северной Каролины (North Carolina State University) не соглашается с новыми выводами. Её главный аргумент: иммунологическое исследование показало, что найденный коллаген был схож с таковым у птиц.

Она заявляет, что не поверит Кайе, пока тот не объяснит, как «биоплёночные» белки динозавра оказались схожими с куриными, а у мамонта и мастодонта — со слоновыми, пишет New Scientist.

Кроме того, ранее не было обнаружено ни одного примера матричного (похожего на систему кровеносных сосудов) распределения слизи где бы то ни было. Если это действительно были продукты жизнедеятельности бактерий, то они должны распределяться по полостям неравномерно.

Другие учёные также не спешат с выводами.

Вероятнее всего, палеонтологи наблюдают «смешанную» картину, считает исследователь Дэвид Анвин (David Unwin) из университета Лейстера (University of Leicester).

А доктор Ханс-Дитер Сюс (Hans-Dieter Sues) из Национального музея естествознания Смитсоновского института (National Museum of Natural History, Smithsonian Institution) и вовсе припоминает: «ты то, что ты ешь». Стало быть, даже если перед нами бактерии, то теоретически некоторые данные о молекулярном составе бывших стенок кровеносных сосудов вычленить можно.

Статья авторов опубликована в открытом доступе в журнале PLoS ONE.

Читайте также о найденных ранее: коллагене ихтиозавров, самой древней сложной органике, эмбрионе динозавра и костном мозге возрастом 10 миллионов лет.

Динозавры процветали раньше и исчезли позже