Бар говорит о старении галактики

Снимки галактик, исследовавшихся в работе. Расположение — по увеличению возраста и, соответственно, бара (фото NASA, ESA, K. Sheth, P. Capak, N. Scoville, Spitzer Science Center, California Institute of Technology).

К такому революционному выводу об эволюции галактик пришёл со своими коллегами астроном Картик Шет (Kartik Sheth), научный сотрудник Калифорнийского технологического института (California Institute of Technology).

Как выяснил Шет, спиральные галактики, обладающие баром — «перемычкой» между рукавами в центральной части, — поначалу не обладают такой структурой. Учёный исследовал галактики, находящиеся на разном расстоянии от нашей, следовательно, различающиеся возрастами (в соответствии с законом разбегания галактик).

Расположив их в хронологической последовательности, астрономы выяснили, что за последние 7 миллиардов количество галактик с баром возросло второе, что существенно. Комментируя это наблюдение, Шет высказал следующее предположение: «Формирование бара может быть важным окончательным этапом эволюции спиральной галактики».

Данная идея отличается от классической концепции, согласно которой галактики с баром — это отдельная разновидность спиральных галактик.

Однако, как добавил Шет, возникновение бара сопровождает развитие далеко не всех галактик. По словам астронома, эта структура «прорастает» преимущественно у галактик малых или средних масс. Тогда как у массивных бары встречаются довольно редко или даже не формируются.

Как предполагает исследователь, это может быть связано с более высоким темпом эволюции у больших галактик, поэтому в них перемычка просто не успевает «заявить о себе».

Из этих выкладок следует, что гигантский бар, найденный в родной Галактике, является подтверждением её солидного возраста и, в некотором смысле, уникальности.

Подробности исследования будут опубликованы в Astrophysical Journal.

Заодно почитайте об очень старых галактиках, которые вдобавок самые дальние и самые яркие, а также об открытии одной из самых первых галактик во Вселенной.

Помимо этого узнайте о роли бара в концепции строения галактик, предложенной нашим читателем.

А ещё бар может хранить тепло и впрягать людей. Но это совсем другие истории…