Это не просто стол, а целая экосистема, жизнь которой поддерживают черви, мокрицы и бактерии. Хотя эти «персонажи» совершенно безобидны, к ним часто испытывают отвращение. Не беда — мирные существа обитают только внутри и даже помогают домашним растениям. А если есть желание, за ними можно подсмотреть — они не против.
Нельзя сказать, что система замкнутая: у неё есть и «вход», и «выход». Вход — это крышка на столе, а нужна она для подкормки обитателей этого небольшого царства. Им не надо необыкновенной пищи, компоненты самые обычные — остатки еды и бумага из шредера.
Первым делом к переработке этих «продуктов» приступают бактерии и мокрицы, а через некоторое время, когда пища становится более «съедобной», к ним присоединяются и черви. В результате этого процесса образуется естественное жидкое удобрение, которое понемногу капает со дна конуса. Остаётся только подставлять, например, горшки с домашними растениями, которым требуется эта субстанция.
В общем, это не только экосистема, но и своего рода система пищеварительная. А всё вместе так и называется — Digestive Table, то есть «Пищеварительный стол».
Это новейшая инсталляция художницы Эми Янгс (Amy M. Youngs), профессора университета Огайо (Ohio State University). Её работы представляют собой смесь разных изобразительных средств, которые используются для экспериментов со сложными отношениями между технологиями и нашим меняющимся представлением о мире и о себе.
Вот и в «Пищеварительном столе» человек тоже играет определённую роль — ведь от того, чем и как кормят этот «предмет интерьера», зависит жизнеспособность его жителей, а значит, и выход удобрения.
Кстати, есть и другой способ взаимодействия: для особо любопытных Эми поместила в почву инфракрасную камеру, которая связана с десятидюймовым жидкокристаллическим монитором, вделанным в крышку стола. На экране — разумеется, если кому-то это окажется интересно — можно увидеть, как идут дела у червей и мокриц. А вот понаблюдать за жизнью бактерий, увы, не получится.
Технологическую сторону идеи художница позаимствовала у изобретателей потокового вермикомпостинга («flow-through» vermicomposting). Вермикомпостинг — это процесс создания червями удобрения, которое называют вермикомпостом.
Для этой технологии требуется матерчатый мешок. В процессе еды из-за содержащейся влаги переработанные вещества в почве опускаются вниз мешка. Так как питаться там нечем, черви с мокрицами всё время находятся наверху, где и занимаются превращением, фактически, мусора в полезный материал. Удобство методики налицо — при получении удобрения достаточно долгое время можно не возиться с червями, а только добавлять им пищу.
«Сельскохозяйственная» тематика — не основная в творчестве художницы. У Эми имеется ещё несколько произведений, в которых так или иначе происходит взаимодействие с живой природой.
К примеру, она создала инсталляцию с кактусом, подсвечиваемым разным цветом с разной частотой — в зависимости от расстояния, на котором находится зритель. Замысел работы — смешать представления о генетически модифицированных светящихся растениях и, так сказать, о чувствах кактуса к человеку «в одном флаконе». Ну, и просто красиво.
Есть и более интересный проект с другим кактусом. Эми решила пожалеть несчастную опунцию, колючки которой совершенно безопасны, и защитила её панцирем, но не простым, а с шипами. Да с такими, что этот кактус становится настоящим монстром. Панцирь закрывается (файл MOV, 940 килобайт), едва кто-то пытается приблизиться к растению, так что оно за время выставок ничуточки не пострадало от посетителей.
А с червями был ещё один эксперимент. Он назывался «Подземные звуки» (Intraterrestrial Soundings) не потому, что нечто происходит под землёй, а из-за действий уже знакомых нам подземных жителей.
Для этого проекта в выставочном зале помещали коробку с тянущимися из неё проводами и диванчик — как ни странно, с динамиками. Всё просто: в коробке черви, тихое шуршание которых улавливается встроенными микрофонами, многократно усиливается и передаётся к диванчику. Ну, а посетителю дозволено просто послушать или посидеть на нём. Или даже полежать — многие так и делали. Вот, посмотрите (файл MOV, 1,6 мегабайта).
В общем, получилось нечто вроде лесного граммофона, только более живо — во всех отношениях.
Все эти выдумки, так или иначе, касаются проблемы всё более активного воздействия человека на природу. «Технологии, которые создают люди, могут в одно и то же время как вредить природе, так и восстанавливать её. Этому парадоксу и посвящены мои работы», — уточняет Янгс.