Старая работа Ван Гога найдена под новым пейзажем

Пейзаж «Лоскут травы», под которым обнаружили портрет (фото с сайта wikimedia.org).

С помощью сканирования нидерландским учёным удалось обнаружить ранее неизвестное полотно Винсента ван Гога. Работа датируется 1884-1885 годом, когда великий импрессионист творил в небольшой голландской деревушке Нойнен (Nuenen).

Картина находилась под слоём работы «Лоскут травы» (Patch of Grass), абстрактного пейзажа, написанного мастером в Париже в 1887-м.

Ранее с помощью рентгеновских лучей уже удавалось зафиксировать зыбкий и расплывчатый отпечаток какой-то фигуры, но часть исследователей считала это первоначальным наброском, а часть – просто не придавала значения.

Йорис Дик (Joris Dik) из Делфтского университета (Technische Universiteit Delft) и его коллеги решили более детально изучить холст с помощью самых современных технологий – на электронном синхротроне DESY. Отчёт об этом эксперименте опубликован в журнале Analytical Chemistry.

Рентгеновское излучение, генерируемое синхротроном, заставляет «светиться» элементы исследуемого объекта. Причём каждый элемент испускает волны определённой длины: под основным слоем учёные обнаружили кобальт, мышьяк, свинец и прочие использовавшиеся в красках того времени пигменты.

Если быть точными, то цветовая гамма была восстановлена не полностью, а частично – все пигменты отследить не удалось (фото Delft University of Technology).

Зафиксировав расположение излучавших «пикселей», голландцы восстановили профиль и даже цветовую гамму рисунка.

Ван Гог неоднократно использовал старые холсты для своих работ, ведь при жизни художнику не удалось продать ни одной картины.

По мнению авторов исследования, мрачный и менее «импрессионистский» портрет художник решил заменить более жизнерадостным пейзажем под влиянием парижской атмосферы, в орбите которой, собственно говоря, и зародился импрессионизм.

Читайте также о математике в работах Ван Гога и обнаруженной при помощи рентгена уникальной картине художника капитана Кука.

Парижский инженер отсканировал настоящую Джоконду