Учёные выяснили главную причину игры в лотерею

Связь тяги к лотерее с доходами человека можно было бы легко предположить, но теперь это доказано (фото с сайта spiegel.de).

По-научному подойти к вопросу «Что толкает людей на покупку лотерейных билетов?» решил исследователи из университета Карнеги-Меллона (Carnegie Mellon University) и, проведя серию экспериментов, получили закономерный ответ.

Государственные лотереи возвращают в виде выигрышей в среднем только 53 цента с каждого доллара, потраченного людьми на билеты, указывают учёные. Однако почему-то люди охотно идут на риск в надежде на выигрыш, зная, что их шансы на успех — призрачны.

Чтобы выявить закономерности в таком поведении, авторы исследования «рекрутировали» добровольцев на автобусной станции Питтсбурга (где и проводился опыт), попросив их для начала заполнить анкеты. Причём людей поделили на две группы (сами испытуемые не знали об этом).

Первой давали анкеты с вопросом «Ваш годовой доход?» и вариантами «менее $100 тысяч», «от $100 до 200 тысяч», «от $200 до 300 тысяч» и так далее. У второй группы на тот же вопрос варианты ответов были такими: «менее $10 тысяч», «от $10 до 20 тысяч», «от $20 до 30 тысяч», «от $30 до 40 тысяч» и так далее.

Получалось, что, как бы ни распределялись доходы людей в каждой из случайно составленных групп, в первой — большинство респондентов оказывалось в левой части предложенной шкалы доходов, а во второй группе — в середине или в правой части. Соответственно испытуемых из первой группы учёные заставили психологически ощущать себя более бедными, а во второй — более богатыми.

Далее каждому давали по $5 (якобы за помощь в опросе) и предлагали тут же купить лотерейные билеты со стирающимся слоем.

В группе «бедных» среднее число купленных билетов на одного человека составило 1,27, а в контрольной (более «богатой») группе — 0,67.

Далее опыт усложнили. Поставили ещё один эксперимент, сходный с предыдущим. Но в нём исследователи косвенно напоминали испытуемым, что хотя слои населения с разными уровнями доходов обладают и разными возможностями в плане образования, работы и жилья, в лотерее все равны и шанс на выигрыш растёт с увеличением числа купленных билетов.

После такой «подсказки» группа испытуемых покупала в среднем по 1,31 билета, а контрольная группа, участникам которой такое напоминание не делали, только 0,54.

Исследователи делают выводы: бедность — ключевой фактор, толкающий людей к покупке лотерейных билетов. Люди надеются решить с их помощью свои проблемы, хотя на деле постоянная игра только усугубляет их незавидное положение. Учёные рекомендовали властям обратить внимание на этот порочный круг.

Узнайте также, как экспериментаторы выяснили, почему люди отказываются от подаренных без всяких условий денег, и как правильно покупать счастье (рецепты 1 и 2).

Шахматы Алисы отправляют съеденные фигуры в Зазеркалье