Частная ракета-носитель в третий раз провалила задание

Falcon 1 — двухступенчатая ракета, работающая на керосине и кислороде. Её масса составляет около 47 тонн (фото SpaceX).

2 августа 2008 года ракета Falcon 1 стартовала с острова Омелек атолла Кваджалейн. Но, увы, она не смогла выйти на орбиту, погубив сразу три космических аппарата и поставив под сомнение выполнение очень интересной программы.

Напомним, почему запуску Falcon 1 уделяется большое внимание. Ракету спроектировала и построила совсем небольшая частная американская компания SpaceX — пионер в необычном бизнесе: запуске космических аппаратов на околоземную орбиту без какого-либо участия национальных агентств.

Это даже не суборбитальные полёты, в которые недавно устремились частники.

Falcon 1 уже взлетала дважды. И оба раза неудачно.

Вскоре после первого старта (это было в 2006 году) ракета загорелась. Второй полёт (в 2007-м) был гораздо более успешным: Falcon 1 набрала высоту порядка 300 километров и немного не дотянула до первой космической скорости. Но, понятное дело, и этот «рейс» также нельзя было посчитать полностью выполненным.

И вот третья попытка.

Через 2 минуты 20 секунд после старта должно было произойти разделение первой и второй ступеней, но этого не случилось. Соответственно, ракета не смогла продолжить разгон. Жаль, ведь первая ступень (с новым движком Merlin 1C) отработала безупречно.

На борту носителя-неудачника было 3 спутника: маленький Trailblazer американского Министерства обороны (Department of Defense), PRESat NASA, плюс – и это главная досада – не попал в космос миниатюрный спутник NanoSail-D (также NASA).

Последний аппарат нёс солнечный парус площадью 10 квадратных метров, выполненный из тончайшей (3 микрометра) полимерной плёнки, покрытой алюминием.

Специалисты миссии рассчитывали в течение нескольких дней следить за изменениями орбиты спутника под действием солнечных ветра и излучения. Эти данные помогли бы в разработке перспективного привода для автоматических межпланетных миссий.

Напомним, до сих пор в истории космических парусов было не так уж много успехов. Собственно, первый такой парус вывели в космос японцы в 2004 году. В 2005-м аналогичный опыт пыталась провести международная команда «Россия-США», однако безуспешно.

И ещё одно печальное следствие субботнего провала: полёты Falcon 1 рассматриваются как пролог к стартам значительно более тяжёлого носителя Falcon 9. А значит, проблемы с младшей моделью могут отразиться и на разработке старшей (у обоих имеется немало общих узлов).

С последней же SpaceX связывает особенно амбициозные планы — стать первой фирмой, отправившей человека на орбиту без участия государства и сумевшей наладить частные рейсы на МКС (мы подробно рассказывали и о пилотируемом корабле от SpaceX, и о других проектах компании).

Миллионер Элон Маск (Elon Musk), владелец и основатель SpaceX, впрочем, держит удар и оптимистично утверждает, что график уже намеченных полётов Falcon 1 и Falcon 9 не будет сорван. Сейчас инженеры компании, мол, плотно работают, чтобы определить дефект, приведший к гибели ракеты.

Посадочный зонд подтвердил марсианскую воду