Религиозные верования предохраняли от инфекции

Не все религии отрицательно относятся к конкурирующим верованиям. Например, первые гаитянские жрецы вуду одновременно считали себя правоверными католиками (фото с сайта lubattidesigns.com).

Почему ритуальные практики более изощрённы и разнообразны в тропическом поясе по сравнению с умеренными широтами?

Кори Финчер (Corey Fincher) и Рэнди Торнхилл (Randy Thornhill), эволюционные биологи из университета Нью-Мексико (University of New Mexico), считают, что обособленности верований способствовало внедрение «антибактериальных» моделей поведения.

На практике эти модели привели к становлению трёх социальных механизмов в первобытных обществах: (1) иерархические границы внутри племени; (2) ограничение связей с внешними группами; (3) контроль ареала обитания (сужение возможностей для экспансии).

При чём же здесь верования? А вот при чём: упомянутые механизмы вызывали развитие межгрупповых и даже внутригрупповых барьеров, что, в свою очередь, привело к возникновению обособленных культур – в том числе религиозных.

Можно посмотреть на это и с обратной стороны: уровень инфекционных заболеваний должен быть напрямую связан с разнообразием религиозных практик.

По той простой причине, что социальные феномены, их породившие, были (в том числе) обусловлены необходимостью выживания в условиях постоянной угрозы инфицирования.

Кендес Алькорта (Candace Alcorta) из университета Коннектикута считает, что индейцы майя создали достаточно жёсткие религиозные правила в том числе вследствие распространённости инфекционных заболеваний на Юкатане (иллюстрация H. Tom Hall/NGS).

Эту интересную теорию и решили подтвердить или опровергнуть американские биологи. И провели достаточно простое исследование: взяли «Всемирную христианскую энциклопедию» (World Christian Encyclopedia) и эпидемиологический справочник, а потом попытались установить между ними значимые соответствия.

Оказалось: количество паразитических заболеваний тесно взаимосвязано с таким показателем как «религиозное разнообразие» (religion diversity).

Авторы работы считают, что, ограничивая контакты с другими группами и даже внутри группы – пусть даже ценой социальных и этнических предрассудков, – наши предки таким образом спасали себя, снижая риск заражения.

Не совсем, правда, понятно, что имели в виду биологи под термином «религиозное разнообразие». Вроде бы они считают «количество верований на данной территории» (по энциклопедии).

Но, например, по Афганистану этот показатель составляет 2565, а по гораздо более многонациональной Великобритании – 2639. В России при этом — 4043.

Кортни Бендер (Courtney Bender) из Колумбийского университета (Columbia University) тоже сомневается в правильности полученных выводов: «Некоторые религии действительно закрыты для чужаков, но ведь другие наоборот стремятся привлечь как можно больше сторонников».

С этим согласен Ричард Сосис (Richard Sosis) из университета Коннектикута (University of Connecticut): «Некоторые традиционные религиозно обособленные общества зачастую активно торгуют с чужаками или даже формируют военные альянсы».

С другой стороны, наука знает достаточно об истории религиозных верований, а вот генезис их пока вызывает массу вопросов.

По мнению некоторых учёных, заявленный американцами подход может стать «первым шагом» в окончательном прояснении этого вопроса.

Подробнее ознакомиться с этим исследованием вы можете в журнале Proceedings of the Royal Society B.

Читайте также о том, как религия положительно влияет на поведение детей, или о том, как монашки борются с болью посредством мистического опыта.



Пещерный человек стоит на страже современных генов

17 июля 2008

Древние мужчины клали головы за прекрасный пол

5 июня 2008

В Бразилии найдено новое неизученное племя

4 июня 2008

Шаркающая походка предшествовала прямохождению

2 июня 2008

Обезьяны предпочитают приготовленную еду сырой

29 мая 2008