Кукушата копируют голос других птенцов генетически

Исследование проводилось в ходе наблюдения за птенцами австралийской золотисто-бронзовой кукушки Хорсфилда (Chalcites basalis). Так же как и весьма распространённые в наших широтах представители данного вида, она подбрасывает свои яйца другим пернатым.

Когда кукушки подбрасывают свои яйца, то другие птицы почему-то их высиживают. Почему? Уже давно известно, что подкидыши могут копировать голос настоящего потомства. Но каким образом они узнают, как правильно пищать?

Этим вопросом озаботилась группа биологов из Австралийского национального университета (Australian National University) и Кембриджа (University of Cambridge). Исследователи пришли к выводу, что кукушата могут изменять свой зов в зависимости от того, в чьё гнездо они попадают, и такая способность заложена в них на генетическом уровне.

Отчёт об этой работе опубликован в журнале Evolution.

«Логично было бы предположить, что существуют специалисты по различным видам, — говорит руководитель исследования Наоми Лэнгмор (Naomi Langmore). – Нечто подобное можно наблюдать у европейской кукушки, разные подвиды которой подкладывают яйца „своим“ птицам».

Обычно паразитические виды специализируются на каком-то одном «доноре». Ведь после того как подкидыши вылупляются, они бесцеремонно выпихивают из гнезда соперников и каким-то образом умудряются убедить чужих родителей заботиться о себе, как о родных.

В нашем случае кукушата не могут подражать голосу «настоящих» птенцов, поскольку просто не успевают его услышать. В такой ситуации, как правило, и возникает специализация, когда нужный (и единственно верный) «лейтмотив» наследуется.

Например, птенцы Chalcites basalis, попавшие к прекрасному расписному малюру (Malurus cyaneus), издают нечто похожее на короткое «чип-чип», в то время как у шипоклювок (Acanthizidae) они издают совсем другой, протяжный и скрежещущий, звук.

Чтобы проверить гипотезу о специализации, часть яиц, подброшенных одному виду, учёные переложили к другому и снабдили оба гнезда подслушивающими устройствами.

По словам авторов исследования, они были просто поражены тем, как птенцы могут менять свой голос. Сначала они пищали, подражая малюру, но в течение нескольких дней адаптировались и стали пищать, как шипоклювки. Чужое потомство, заметим, было ликвидировано практически сразу.

Таким образом, часть кукушат довольно быстро смогла настроиться на нужную волну, даже никогда не слышав «детей» той птицы, в гнездо которой их подкинули.

По мнению доктора Лэнгмор, подстройка диапазона частот заложена в кукушках на генетическом уровне. Когда они понимают, что им не достаётся корм, они начинают пробовать другие варианты.

«Они выживают, поскольку научились очень хорошо обманывать», — добавляет австралийский учёный.

Узнайте также о птицах-рэкетирах, подбрасывающих свои яйца и заставляющих их высиживать.

В Конго найдена планета обезьян