Новый метод лечения СПИДа успешно опробован на мышах

Пара вирусов иммунодефицита человека под микроскопом (фото CDC/Dr. A. Harrison; Dr. P. Feorino).

Придуманная международной командой учёных стратегия защиты T-клеток от ВИЧ, по мнению экспертов, может быть распространена и на людей. И хотя пока клинических испытаний не проводилось, тесты на животных показали работоспособность идеи.

В основе нового метода лежит РНК-интерференция — явление блокирования определённого гена (или генов) при помощи специфической РНК, запускающей цепочку реакций, подавляющих синтез того или иного белка.

Для того чтобы провернуть такой фокус с Т-клетками (являющимися мишенью для ВИЧ), нужно, чтобы короткая интерферирующая РНК (siRNA), внедряемая медиками пациенту, попала точно по назначению.

Учёные придумали своего рода «грузовик с навигацией», который перевозит siRNA по указанному адресу. В роли грузовика выступило сконструированное антитело, способное состыковываться с белком, имеющимся только на поверхности Т-клеток. В роли прицепа — «лечебная» РНК, ну а сцепным устройством, соединившим одно с другим, являлся пептид олиго-9-агринин.

Тысячи таких «молекулярных грузовиков» были созданы экспериментаторами и нагружены siRNA, нацеленными на три гена, отвечающих: первый — за пропуск ВИЧ внутрь Т-клетки, второй и третий — за синтез белков для вируса уже после заражения.

Для проверки метода эти комплексы ввели мышам, у которых в крови плавали человеческие лимфоциты, а не их собственные, и которые были заражены ВИЧ.

Оказалось, специальная siRNA останавливает разрушение иммунной системы лабораторных мышей (а она у них была человеческая), блокируя распространение вируса.

Разработали этот метод Премлата Шанкар (Premlata Shankar), на момент исследования работавшая в институте иммунных расстройств Гарвардского университета (Immune Disease Institute), Сан Кхюн Ли (Sang-Kyung Lee) из университета Ханяна (Hanyang University) и ряд их коллег из США и Германии.

Они говорят, что данный метод — ещё не готовая к практическому применению терапия, но большой шаг вперёд к ней. Потенциально такое необычное лечение может вытеснить нынешний приём «тяжёлых» антивирусных препаратов, дающих побочные эффекты из-за их токсичности.

Подробности можно найти в статье в журнале Cell.

Читайте также о методе лечения СПИД при помощи радиоактивных антител.

Тренировки заменили мышам таблетки