Учёные создали воздушный шар из графена

Изображение пузыря из графена толщиной 9 нанометров под атомным силовым микроскопом (фото Jonathan Alden).

Учёные из университета Корнелла (Cornell University) создали самый необычный и самый маленький «воздушный шарик» в мире: его стенки состоят из слоя углерода толщиной всего в один атом.

Графеновая оболочка специфического шара не пропускает ни одной даже самой маленькой молекулы газа.

«Мы изучали микроскопические „батуты“ из графена и совершенно случайно, наложив лоскут на кончик трубки с газом, обнаружили, что графен перекрывает её», — рассказывает физик Пол Макюэн (Paul McEuen).

Дальнейшие эксперименты показали, что пузыри из графена становились ловушками даже для такого газа, как гелий.

«Не верится, что материал толщиной всего в один атом может стать непреодолимым барьером, — говорит Макюэн. – Вы можете поместить с одной стороны газ, с другой вакуум или какую-либо жидкость, а между ними будет стена».

Графен (о простом способе его получения читайте здесь) – хороший проводник. И учёные редко задумываются о том, где ещё можно использовать этот материал кроме электронных схем.

Макюэн в свете нового открытия предлагает неординарное применение пузыря или «аквариума» из углеродного листа.

«По одну сторону можно расположить какие-либо инструменты, например, в вакууме или в воздухе, а по другую – ДНК или белки в жидкости. Благодаря листу графена к молекулам можно приблизиться на колоссально близкое расстояние, например, для того чтобы их как следует рассмотреть», — поясняет Пол.

Хотя, конечно, можно пойти более простым путём и сделать ультраминиатюрный сенсор или фильтр.

«Если у учёных будет непроницаемая мембрана, достаточно будет проткнуть в ней небольшую дыру, чтобы проследить за тем, как вытекает то или иное вещество, или же дать вытекать только тому, что нужно», — рассуждает Макюэн.

Сейчас учёные работают над подходящей подложкой для графенового пузыря, так как на данный момент газ выходит из-под него именно на стыке с диоксидом кремния (графен держится только за счёт сил Ван-дер-Ваальса).

Чтобы уменьшить утечку, испытателям необходимо сделать лучшее основание. Вероятно, в будущем им станет кристалл кремния, который позволит создать «не сдувающийся» пузырь.

Статья авторов опубликована в открытом доступе в журнале Nano Letters.

Узнайте также о том, сколько света пропускает через себя лист графена толщиной в один атом.

Наночастицы улучшают препараты против рака