Астероид Штейнс похож на бриллиант

Трёхмерное изображение Штейнса (фото ESA/MPS/UPM/LAM/IAA/RSSD/INTA/UPM/DASP/IDA).

Европейский космический аппарат Rosetta пролетел вблизи астероида Штейнс (2867 Steins), впервые передав снимки его поверхности. Главный сюрприз астероида — его форма, очень похожая на гранёный алмаз.

Напомним, главная цель миссии, стартовавшей в 2004 году, — комета Чурюмова-Герасименко (Churyumov-Gerasimenko), к которой аппарат должен прибыть в 2014-м. Однако на этом долгом пути люди предусмотрели для Rosetta несколько «промежуточных станций».

Так, в прошлом году аппарат нанёс визит Марсу, собрав массу интересных сведений.

5 сентября Rosetta прошёл на расстоянии 800 километров от астероида Штейнс. Для его съёмки аппарат задействовал камеру OSIRIS и инфракрасный спектрометр VIRTIS, а также ряд других инструментов.

Средний поперечник этого «камушка» оказался равен примерно 5 километрам (что соответствует прежним оценкам), а точнее, размеры астероида составляют 5,9 х 4 километра.

Серия кадров, запечатлевших астероид с разной дистанции и с разных углов (фото ESA/MPS/UPM/LAM/IAA/RSSD/INTA/UPM/DASP/IDA).

В северной части Штейнса обнаружен кратер диаметром 2 километра. Всего же учёные насчитали на поверхности летающей скалы 23 кратера с диаметром более 200 метров, в том числе примечательную цепочку из 7 кратеров. Они образовались, вероятно, при столкновении астероида с потоком метеорных тел (при вращении астероид подставлял под поток разные стороны).

Всё это указывает на преклонный возраст астероида.

Также учёным ещё предстоит обработать информацию от узкоугольной камеры NAC, которая добавит данные о цвете поверхности, а значит, позволит детальнее разобраться с химией скалы.

Кстати, Штейнс оказался очень ярок, и пока в точности неизвестно — почему это так. Вероятно, особенности астероида как-то связаны с его происхождением, отмечают исследователи.

Правда, во всей этой бочке мёда планетологам попалась ложка дёгтя — камера NAC перешла в безопасный режим, фактически прекратила съёмку, всего за несколько минут до дочки наибольшего сближения, а включилась через несколько часов (причины пока неизвестны). Но в любом случае и этот инструмент успел сделать немало кадров.

Собранные данные будут анализироваться ещё долго. Штейнс окажется одним из самых детально описанных астероидов, утверждают астрономы.

Станция Rosetta тем временем взяла курс на следующую цель. В 2010 году европейский зонд должен пролететь рядом с астероидом Лютеция (21 Lutetia).

На задворках Солнечной системы открыт диковинный объект