Открыты арки около двух малых спутников Сатурна

Дуги Анфы (вверху слева) и Метоны (внизу справа). Диаметр последней луны равен трём километрам (фото NASA/JPL/Space Science Institute).

Аппарат Cassini обнаружил неполные кольца, или арки, сопровождающие две небольшие луны Сатурна — Анфу (Anthe) и Метону (Methone) — в их путешествии вокруг газового гиганта.

Сразу отметим, обнаруженные структуры не являются кольцами самих спутников (а ведь и такой пример совсем недавно был найден: собственными кольцами обладает Рея). Однако широкие дуги из камней и мелких частиц прочно привязаны гравитационным взаимодействием к Анфе и Метоне, двигаясь несколько позади и впереди этих лун по их «дорожкам» вокруг Сатурна.

Ключевая роль в стабилизации данных образований принадлежит другому спутнику газового гиганта — Мимасу (он же, напомним, ответственен за формирование гигантской арки в кольце G). Периоды обращения Анфы и Метоны находятся в резонансе с орбитой Мимаса. И именно он не даёт этим аркам (или дугам) постепенно разойтись по всей орбите двух малых спутников.

Учёные предполагают, что источником материала для удивительных образований являются сами Анфа и Метона: «щебёнку» выбивают с их поверхности удары микрометеоритов.

Дуга Анфы. Диаметр этого спутника составляет 2 километра, а арка занимает 20 градусов его орбиты (фото NASA/JPL/Space Science Institute).

Исследователи поясняют также, что присутствие дуги вблизи Метоны ранее было «заподозрено» по данным других инструментов, но теперь — подтверждено. Арка же у Анфы открыта только что.

Важно отметить, что данная находка подтверждает уже обнаруженную закономерность: слабые дуги из неполных колец сопровождают почти все небольшие луны Сатурна, либо малые спутники просто «встроены» в главные кольца. Во всех случаях на поддержание устойчивой системы спутник-кольцо или спутник-арка работает один и тот же механизм гравитационного резонанса.

Узнайте другие подробности тесного взаимодействия лун и колец. Читайте также о загадке тёмного материала лун Сатурна.

На задворках Солнечной системы открыт диковинный объект