Прочитан геном самого простого из многоклеточных организмов

Тип пластинчатые (Placozoa) включает в себя лишь один вид – Trichoplax adhaerens (фото Ana Signorovitch/Yale).

Биологи из Йельского университета (Yale University) в сотрудничестве со специалистами из министерства энергетики США (Department of Energy) полностью расшифровали геном трихоплакса (Trichoplax adhaerens). Данные об одном из простейших многоклеточных организмов позволят по-новому взглянуть на эволюцию всех высших животных.

У трихоплакса один из самых коротких ядерных геномов среди всех многоклеточных. При этом он содержит последовательности генов, которые присутствуют у более сложных организмов и даже у человека. Соответственно, прочитав ДНК трихоплакса, мы узнаем больше об истории собственной эволюции.

Кроме того, полученные данные важны для определения местоположения пластинчатых на эволюционном древе всего животного мира.

«У этих животных только четыре типа клеток и ни одного дифференцированного органа. Они представляют собой потомков самых древних многоклеточных организмов, возможно, даже более древних, чем губки», — говорит профессор Йеля Стивен Деллапорта (Stephen Dellaporta).

Выяснилось, что в отличие от человека, у которого в ДНК более 3 миллиардов пар оснований, трихоплакс обладает лишь 98 миллионами.

Однако дело вовсе не в длине генетических цепочек. Данные по общим участкам ДНК рассказывают о том, что было в геномах организмов до того, как произошла дивергенция видов. Несмотря на то что чаще всего в качестве модельных систем исследуются ДНК дрозофил и червей, трихоплакс тоже важен как объект для изучения, ведь даже он делит значительную часть генома с человеком, подчёркивают учёные.

«Мы обнаружили, что почти 80% генов ДНК этих простейших многоклеточных присутствуют и у человека», — рассказывает Деллапорта.

Кстати, шимпанзе делят с человеком около 99% генома, макака-резус — 93%, лабораторная крыса – 90%, а курица – 60%.

«Мы были счастливы обнаружить у трихоплакса связи с наиболее примитивными предками высших животных. Теперь этот геном послужит для нас своего рода Розеттским камнем», — добавляет Стивен.

Подробнее об исследовании читайте в пресс-релизе университета и в статье авторов открытия, вышедшей в журнале Nature.

Узнайте также о том, как были расшифрованы наименьший клеточный геном и самый маленький геном грибка, о том, как геном одного биологического вида был найден в другом, и о кандидате на предка всех многоклеточных.

Войны возникли как генная рулетка