Математические способности передаются по наследству

В исследовании математических способностей принимали участие 64 школьника в возрасте 14 лет, а также их дневники с оценками за несколько лет (иллюстрация с сайта pickettsmill.typepad.com).

Многие родители терзаются сомнениями относительно перспектив своих чад в точных науках. И небезосновательно: «технический склад ума», по мнению американских нейрофизиологов, имеет под собой наследственные основания.

Способности человека к вычислениям – сложная материя. Настолько, насколько комплексна и сложна сама математика. Однако в некоторых её областях, например в арифметике, успехи могут в значительной степени зависеть от генетических факторов.

Речь идёт об интерпретации множественных визуальных образов. Фундаментально числовые ассоциации завязаны на возникшую в ходе эволюции систему количественной оценки (approximate number system) объектов окружающей действительности – добычи или хищников, к примеру.

Причём осмысленного счёта, «проговаривания» получаемой информации в процессе такой оценки не происходит – её можно условно назвать «чувством чисел» (number sense).

Несмотря на широкую распространённость такой системы (она присутствует как у человека, так и у высших животных) – не совсем понятно, одинаковы ли арифметические способности у всех особей одного вида. Иными словами, наделены ли люди «чувством чисел» в равной мере?

А самое главное: насколько эти гипотетические предрасположенности связаны с «настоящими», аналитическими вычислениями?

Нейрофизиолог Джастин Халберда (Justin Halberda) и его коллеги из университета Джонса Хопкинса (Johns Hopkins University) решили оценить, существует ли связь между «сознательной» и «бессознательной» математикой.

Отчёт об этом исследовании опубликован в журнале Nature.

Исследователи провели достаточно простой тест: группу учеников старших классов посадили перед компьютерами и запустили программу с мигающими кружочками жёлтого и синего цветов.

«Мы обнаружили, что способность четырнадцатилетнего подростка быстро оценить количество демонстрируемых объектов напрямую связана с его оценками по математике, вплоть до детского сада», — поясняет Джастин Халберда (кадр Johns Hopkins University).

Затем подростков попросили оценить, каких кружочков было больше. В тех случаях, когда количество «жёлтых» и «синих» различалось существенно (10 и 25, к примеру), проблем ни у кого не возникало. Когда же их было примерно поровну, многие ученики затруднялись с ответом.

Полученные результаты сравнили с успехами в математике. И вот что выяснилось: чем точнее были «угадывания», тем лучше оценки, полученные в ходе стандартного тестирования (это такая американская процедура), обнаруживались у школьника в предыдущие годы.

Более того, выявленная взаимосвязь сохранялась и при оценке общего уровня когнитивных способностей и индивидуального развития.

Авторы исследования считают, что существуют некие «протоматематические» способности, которыми люди обладают всё же в разной степени. Однако это не значит, что мы рождаемся пресловутыми технарями или гуманитариями без вариантов.

Американские нейрофизиологи рассчитывают провести серию дальнейших экспериментов по установлению взаимосвязи между «чувством чисел» и способностями к точным наукам. В частности, они надеются выяснить, можно ли компенсировать неважные наследственные данные упорными занятиями.

По мнению учёных, для этого есть все основания.

Читайте также о том, как математика связана с языковыми навыками, или о том, как на досуге математики выводят уравнение пивной пены.

Полуживой робот с биологическим мозгом приоткроет тайны сознания