Разгадан секрет падения цефеид на Солнце

Прибор HARPS (на снимке показан вакуумный контейнер, в который и заключён спектрограф) означает High Accuracy Radial velocity Planet Searcher, но сейчас учёные применили его вовсе не для поиска планет (фото ESO).

Астрономы давно удивляются, почему ближайшие к нашему светилу цефеиды (пульсирующие переменные звёзды) наряду со своим обычным бегом вокруг галактического центра ещё и постепенно сближаются с Солнцем, словно падая на него. Ответ нашли Николас Нардетто (Nicolas Nardetto) и его коллеги в Европейской южной обсерватории (ESO).

«Падение» цефеид было давно обнаружено по измерению их лучевой скорости. Так выяснилось, что куда бы мы ни посмотрели — относительно близкие цефеиды все как один «наступают» аккурат на Солнце со средней скоростью 2 километра в секунду.

Такая странная особенность данных звёзд даже заставила некоторых учёных предположить, что цефеиды двигаются в диске Галактики неким особенным образом и детали такого движения в окрестностях Солнца привели к необычной наблюдаемой картине.

Другие исследователи, впрочем, предлагали более логичную версию: кажущееся приближение цефеид проистекает из-за специфического искажения их спектра, производимого в атмосфере этих звёзд, и никак не корреспондируется с подлинным их движением по своим галактическим орбитам.

Окружение Солнца. Наше светило показано жёлтой точкой, некоторые яркие звёзды – белыми. Красная стрелка – движение Солнца по орбите вокруг галактического центра. Синими стрелками показаны наблюдаемые скорости восьми близких цефеид (голубые точки). Масштаб стрелок не соответствует друг другу. Орбитальная скорость Солнца в 100 раз выше скорости видимого приближения цефеид к Земле. Масштабная линейка – 1000 световых лет (иллюстрация ESO).

Эту версию и удалось научно доказать команде Нардетто. Она провела самые точные из всех предпринимавшихся замеры лучевой скорости восьми близких цефеид при помощи спектрографа HARPS, установленного на одном из телескопов ESO. Вообще-то HARPS — крайне успешный «охотник» за экстрасолнечными планетами. Но в данном случае его способность с необычайно высокой точностью измерять лучевую скорость светила позволила найти любопытную закономерность.

Оказалось, что тонкие различия в лучевых скоростях тех самых цефеид, «падающих» на Солнце, отлично увязываются с индивидуальными особенностями их химического состава. А это говорит о том, что именно странности в спектрах данных звёзд приводят к кажущемуся смещению линий, воспринимаемых по «классическим» представлениям как приближение к наблюдателю.

«Этот результат, если распространить его на все цефеиды, означает, что вращение Млечного Пути — проще, чем считалось ранее, и, конечно, симметрично относительно оси», — поясняет Николас в пресс-релизе ESO.

Познакомьтесь, кстати, с гипотезой о том, что цефеиды работают узлами инопланетного Интернета.

Нежданная планета горячо удивила астрономов