Столкновение планет произошло в зрелой системе

«Если какая-либо жизнь присутствовала на любой из этих планет, столкновение свело на нет всё в считанные минуты», – говорит один из авторов исследования Грегори Генри (Gregory Henry), астроном из TSU (иллюстрация NASA/JPL-Caltech/T. Pyle SSC/Caltech).

Две землеподобные планеты у звезды BD+20 307 столкнулись между собой сравнительно недавно, и, что пока необъяснимо, тогда сама звезда и её планетарная система находились в зрелом возрасте — в точности как сейчас семья Солнца. Может ли аналогичная катастрофа произойти у нас дома?

Над этим размышляют специалисты из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA), университета Теннеси (Tennessee State University — TSU) и Калифорнийского технологического института (Caltech).

Впервые факт столкновения двух планет у BD+20 307 был установлен в 2005 году. Вокруг звезды астрономы нашли пылевой диск, в миллион раз более плотный, чем у Солнца. Это — след от недавнего столкновения двух миров размером примерно с Землю, заключили в тот раз исследователи. И такое столкновение не является чем-то экстраординарным, поскольку звезда — очень молода.

Так думали специалисты до сих пор.

Однако собранные за последние три года новые данные заставили астрономов совсем по-иному взглянуть на BD+20 307 и постигшую её планеты катастрофу.

Прежде всего оказалось, что звезда эта — тесная двойная. Каждый её компонент очень близок по массе, температуре и размеру к нашему Солнцу. Эта пара обращается вокруг общего центра масс всего за 3,42 суток.

Анализ особенностей химического строения этих звёзд показал, что они гораздо старше, нежели несколько сот миллионов лет, как полагали астрономы ранее. Им — несколько миллиардов лет, и возраст их планетной семьи сравним с возрастом Солнечной системы.

Между тем очень плотный пылевой диск, коль скоро он не является остатком от эпохи формирования системы, — молод. В описанных условиях он не мог бы просуществовать дольше нескольких сотен тысяч лет или даже просто — тысяч лет. Значит — это действительно результат недавнего соударения двух планет каменистого типа.

«Это как если бы Земля и Венера врезались друг в друга, — сказал Бенджамин Цукерман (Benjamin Zuckerman), профессор физики и астрономии в UCLA и один из авторов новой работы. — Астрономы никогда не видели ничего подобного. Видимо, крупные катастрофические столкновения могут происходить в полностью зрелых планетарных системах».

Также учёные указывают: если пыль действительно свидетельствует о планетах — это будет первое обнаружение каких-либо планет в системах тесных двойных звёзд. Протопланетные диски у тесных двойных, правда, уже открывали.

Но как орбиты этих планет оказались дестабилизированы в столь старых, «продуманных» и «устоявшихся» системах? Это интересный вопрос, который может затронуть всех нас.

Раскиданные миры на дальних окраинах Солнечной системы говорят о том, что в пору её юности смены орбит планет и даже их столкновения были не столь уж редкими. Происхождение Луны — один из примеров того бурного прошлого.

С тех пор всё успокоилось, и теперь нам может грозить разве что какой-нибудь шальной астероид. Так?

Не совсем. Специалисты из США и Франции сравнительно недавно рассчитали устойчивость орбит в нашей системе и нашли, что существует очень маленькая вероятность столкновения Меркурия с Землёй или Венерой в следующий миллиард лет. Вдруг этот «редкий шанс» выпал и на долю неведомых планет у BD+20 307? Со всем этим астрономам ещё предстоит разобраться.

Читайте также о детальном изучении сравнительно недавнего (по космическим меркам) столкновения планет у другого мира.

Разгадан секрет падения цефеид на Солнце