Астрономы впервые увидели свечение магнетара

Яркость видимого в оптическом диапазоне излучения возрастала в 200 раз в течение четырёхсекундного интервала. Учёные считают, что это светились заряженные частицы, разгоняемые силовыми линиями магнитного поля нейтронной звезды (иллюстрация ESO/L.Calçada).

Учёные считают, что им удалось зарегистрировать вспышку на одном из самых плотных и малоизученных объектов во Вселенной – нейтронной звезде со сверхсильным магнитным полем.

Загадочный объект был впервые обнаружен в 2007 году, когда орбитальный телескоп Swift зарегистрировал мощный гамма-выброс. Все подумали, что это был взрыв, сопровождавший смерть массивной звезды в далёком космосе.

Но, как оказалось, напрасно: через какое-то время астрономы наблюдали серию из 40 ярчайших вспышек в оптическом диапазоне. А потом объект исчез «с экранов радаров».

Результаты анализа этого явления опубликованы в двух независимых исследованиях (1 и 2) в журнале Nature.

«Если бы вы оказались на расстоянии 1000 километров от магнетара, от вас бы ничего не осталось, а вашу кредитную карточку размагнитило бы на расстоянии от Луны до Земли», – поясняет ведущий автор одного из исследований Александр Стефанеску (Alexander Stefanescu) из Института внеземной физики Макса Планка (Max-Planck-Institut für extraterrestrische Physik). Этот опасный объект получил название SWIFT J195509+261406 (иллюстрация A.J. Castro-Tirado/IAC80/ESO).

Учёные выяснили, что источник излучения был расположен не где-то «в далёком космосе», а в нашей Галактике – на расстоянии от 10 до 16 тысяч световых лет от Земли.

Но вспышка всё равно была слишком яркой, чтобы её можно было «привязать» к какому-либо из известных звёздных объектов. Что же её вызвало?

По мнению обеих групп авторов, астрономам посчастливилось наблюдать очень редкое явление — ускорение ионов и электронов магнетаром.

Это такие нейтронные звёзды, которые по не вполне понятным причинам обладают исключительно сильным магнитным полем. Предположительно, они вращаются с невероятной скоростью, что делает их поле в 1000 раз более сильным. За всю историю астрономических наблюдений удалось зарегистрировать лишь 15 таких объектов.

Бóльшая часть из них в оптическом диапазоне не излучает, но их обнаруживают благодаря случайным вспышкам рентгеновского и гамма-излучения. Астрофизики предполагают, что выбросы происходят в результате возмущений во внешних слоях магнетара.

Однако таких «звездотрясений» для мощной оптической вспышки было недостаточно. По мнению доктора Стефанеску, наиболее вероятным источником «свечения» являются ионы и электроны, разгоняемые завихрениями магнитного поля над поверхностью звезды.

Как только заряженные частицы попадают в силовые линии магнитного поля, они начинают излучать – эффект, аналогичный полярным сияниям. По крайней мере, так думают авторы исследования.

Но полного понимания происходящих в магнетаре процессов пока нет. У Криссы Кувелиоту (Chryssa Kouveliotou) из NASA, к примеру, есть сомнения относительно того, что это действительно был магнетар – уж слишком сильна была наблюдавшаяся серия вспышек.

Читайте также ещё об одном магнетаре и классификации нейтронных звёзд в целом.

Марсоход отправят в двухлетний переход