Учёные получили стволовые клетки из зубов мудрости

Принято полагать, что зубы мудрости называют так, потому что они появляются значительно позже остальных зубов, в возрасте, когда человек предположительно мудрее, чем в детстве (фото с сайта housemajor.com).

Пульпа зубов мудрости стала ещё одной «этической альтернативой» эмбриональным стволовым клеткам (ЭСК). А всё благодаря усилиям японских учёных из Национального института промышленной науки и технологии (National Institute of Advanced Industrial Science and Technology).

Как и ЭСК, полученные мезенхимальные стволовые клетки (mesenchymal stem cells) способны дифференцироваться в различные ткани организма, включая костную, хрящевую и жировую.

Между тем их несомненное преимущество в том, что для их создания не надо забирать жизни у эмбрионов. Как отмечает ведущий исследователь Хадзимэ Охгуси (Hajime Ohgushi), большинство зубов мудрости удаляется с помощью достаточно простых хирургических операций и тут же выбрасывается.

Впрочем, способ получения ЭСК без повреждения эмбрионов уже был предложен американцами.

Многое было сказано о том, насколько правильно и неправильно проводить исследования в области получения стволовых клеток от эмбрионов, многие страны запретили такие работы. Ведь по сути жизнь одного человека спасается/улучшается за счёт смерти другого.

Значительное продвижение в этой области произошло, когда в 2007 году учёные из Японии и США доложили о получении индуцированных плюрипотентных клеток (induced pluripotent stem cells — iPS cells) из кожи человека. Тогда они использовали вирусы для изменения транскрипционных факторов Oct4, Sox2, NANOG и Lin28.

Охгуси и его коллеги утверждают, что они взяли всего три гена (Oct4, Sox2 и KLF4), чтобы перепрограммировать клетки из пульпы зубов мудрости во взрослые стволовые. При этом они показали такой же результат, как и группа Сини Яманака (Shinya Yamanaka): десять стволовых клеток на каждые 50 тысяч в начальной колонии.

Хадзимэ рассказал ещё об одном преимуществе нового источника. СК, полученные из зуба мудрости, не только проще хранить (до трёх лет в специальном холодильнике), но и по своим свойствам они лучше тех, что получены из костного мозга. СК Охгуси и его команды способны производить важный для деления и роста будущих клеток TERT-белок.

Конечно, до клинических испытаний нового продукта ещё далеко. Некоторые учёные также удивлены тем фактом, что японские исследователи доложили о своём достижении в прессу до опубликования статьи в официальных научных журналах.

Однако группа Охгуси уже представляет себе обширные банки, в которых будут храниться зубы мудрости, и созданные из них стволовые клетки сотен тысяч людей.

Читайте также о том, как стволовые клетки были получены из молочных зубов, пуповины, из белых клеток крови, трупов, волос и жировых тканей живота.

Отметим, что в каждом конкретном случае существуют свои ограничения, а из каждого вида клеток можно получить клетки тканей только определённых органов (а не всех сразу, как в случае с индуцированными плюрипотентными клетками).

Биологи организовали горячий спуск камней с орбиты