Новый метод съёмки подарил астрономам сверхчёткий Юпитер

Этот снимок (цвета – искусственные) получен комбинацией нескольких кадров, снятых в 20-минутном интервале через ряд разных фильтров (фото ESO/F. Marchis, M. Wong, E. Marchetti, P. Amico, S. Tordo).

Самые чёткие снимки газового гиганта, когда-либо сделанные при помощи наземного телескопа, удалось получить астрономам из Калифорнийского университета в Беркли (University of California at Berkeley) и Европейской южной обсерватории (ESO).

265 великолепных фотографий Юпитера, снятых 16 и 17 августа 2008 года при помощи 8,2-метрового телескопа ESO VLT Melipal, демонстрируют изменения в атмосфере планеты, вероятно, связанные с глобальными, резкими и мощными переменами в структуре её облачной системы, начавшимися в прошлом году.

К примеру, команда астрономов обнаружила усиление яркости дымки (это могут быть кристаллики аммиака, гидросульфид аммония или гидразин, говорят специалисты), расположенной в приэкваториальной полосе шириной 16 тысяч километров. Рост отражения солнечного света говорит о том, что дымка усилилась и к тому же поднялась выше. Заодно самая яркая часть этой полосы сместилась на 6 тысяч километров южнее своего прежнего положения.

Разрешение новой серии снимков составило 300 километров (иначе – 90 угловых миллисекунд), что примерно вдвое лучше, чем возможности орбитального телесопа Hubble, утверждается в пресс-релизе Калифорнийского университета (фото ESO/F. Marchis, M. Wong, E. Marchetti, P. Amico, S. Tordo).

Столь подробный взгляд на планету стал возможным благодаря новому прибору «Демонстратор мульти-сопряжённой адаптивной оптики» (Multi-Conjugate Adaptive Optics Demonstrator — MAD), смонтированному недавно на VLT.

Обычная адаптивная оптика ориентируется на одну «опорную» звезду и обеспечивает нивелирование атмосферных помех при очень малом обзоре (15 угловых секунд). MAD же (его называют следующим поколением адаптивной оптики) позволяет одновременно отслеживать размытость двух и более реперных точек в небе, что даёт возможность получать необычайно чёткие снимки в поле зрения в тридцать раз более широком.

В опыте с Юпитером MAD в качестве опоры следил одновременно за двумя спутниками газового гиганта — Европой и Ио, которые во время съёмки находились по разные стороны от планеты. Это позволило компьютеру непрерывно вычислять правильную коррекцию зеркала телескопа для получения резкого изображения всего диска Юпитера.

Читайте о том, как недавно при помощи адаптивной оптики учёные напрямую отсняли планету около звезды, похожей на Солнце. А заодно узнайте о необычном методе "счастливой съёмки", который позволил получить самые чёткие кадры космоса.

Туристический космоплан совместит бизнес с наукой