Музыканты чаще других используют все возможности мозга

На этой иллюстрации схематически показано различие в работе мозга музыкантов и обычных людей. Студенты, не имеющие отношения к музыке, проявляют в основном активность левого полушария (голубые и зелёные зоны). В то же время музыканты используют обе половины головного мозга (красно-оранжевые квадраты) (иллюстрация Bradley Folley).

Психологи из университета Вандербильта (Vanderbilt University) подтвердили предположение о том, что профессиональные музыканты думают не так, как все остальные люди.

В ходе проведённого исследования учёные выяснили, что творческие личности эффективнее используют так называемое дивергентное мышление (divergent thinking), а также чаще задействуют обе части передней коры головного мозга, в сравнении с обычными людьми.

«Нам было интересно выяснить, как творческие личности решают нестандартные задачи», — говорит один из исследователей Брэдли Фолли (Bradley Folley).

Для этих целей учёные выбрали музыкантов, для которых творческое мышление – часть повседневной жизни. На то у учёных были вполне разумные доводы: профессиональные исполнители музыки должны использовать обе руки, каждая из которых независимо проигрывает на инструменте свою мелодию. Кроме того, параллельно необходимо читать музыкальные символы и интерпретировать их в звук. Конечно же, для этих целей необходимо развивать активность обоих полушарий.

Психологи собрали две группы студентов по 20 человек. Первая состояла из учащихся музыкальной школы Вандербильта (Vanderbilt Blair School of Music). За плечами у каждого из них было как минимум восемь лет обучения игры на инструментах (клавишных, духовых, струнных и ударных). Вторая группа была собрана из молодых людей, далёких от музыки: они посещали подготовительный курс по психологии университета.

Группы сопоставили по возрасту, полу, образованию, оценкам в средней школе и результатам теста SAT.

Было проведено два эксперимента, целью которых стало сопоставление процессов креативного мышления музыкантов и представителей контрольной группы.

В первой части исследования молодым людям предложили придумать как можно больше применений обычным бытовым предметам. Затем их попросили пройти тест по подбору словесных ассоциаций. В результате музыканты дали больше правильных ответов и предложили больше применений предметам.

Во второй части обе группы снова попросили подумать над возможными вариантами применения ежедневно используемых предметов, а также выполнить простое контрольное задание. В это же время активность лобных долей мозга (изменение содержание кислорода в крови) испытуемых измеряли с помощью метода спектроскопии в ближней инфракрасной области (near-infrared spectroscopy — NIRS).

«Когда измеряли активность коры головного мозга, мы увидели, что опытные музыканты проявляли другую (по качеству, а не по количеству) работу мозга», — пишет Фолли в пресс-релизе университета.

Учёные также обнаружили, что музыканты в целом обладают большим IQ. Таким образом, исследователи поддержали теорию о том, что занятия музыкой улучшают умственные способности людей.

Подробности исследования вы найдёте в статье, которая в скором времени будет опубликована в журнале Brain and Cognition.

Кстати, мы писали о том, как занятия музыкой отражаются на развитии и работе мозга у детей.

Узнайте также о том, где в мозге человека хранятся музыкальные воспоминания и как влияет тональность родного языка на обучение музыке и абсолютный слух.



Мозг может работать на альтернативном топливе

1 октября 2008

Для американских солдат разрабатывают систему телепатического общения

23 сентября 2008

Запах тухлых яиц вызывает кошмары

23 сентября 2008

Память человека оказалась намного объёмнее

17 сентября 2008

Двуязычные дети предрасположены к заиканию

15 сентября 2008