Встреча галактик останавливает фабрику звёзд

Длина «мостика» между галактиками NGC4438 (слева) и M86 (справа) составляет 400 тысяч световых лет, а расположен он в кластере Девы (Virgo cluster), что в 50 миллионах световых лет от Земли (иллюстрация Tomer Tal, Jeffrey Kenney/Yale University, NOAO/AURA/NSF).

Астрономы выяснили, что столкновение гигантских галактик может приводить к прекращению образования новых звёзд. До сих пор причины остановки этого процесса были для учёных загадкой.

Завкафедрой астрономии Йельского университета (Yale University) Джеффри Кенни (Jeffrey Kenney) и его коллеги смогли разглядеть интересное явление, изучая снимки, полученные из обсерватории в Китт Пик (Kitt Peak National Observatory).

Телескопу, установленному на этом объекте, удалось хорошенько рассмотреть своеобразный перешеек из нагретого газопылевого вещества между двумя галактиками – эллиптической M86 и спиральной NGC 4438.

Учёные полагают, что наблюдаемая структура представляет собой последствия столкновения этих галактик на большой скорости.

«Мы впервые наблюдаем столь невероятный космический катаклизм в деталях. И полученные нашей группой результаты позволяют предположить, что именно он, а не чёрные дыры, останавливает процесс формирования звёзд», — утверждает профессор Кенни.

Анализ снимков показал, что в протяжённом поясе, связывающем M86 и NGC 4438, нет никаких следов присутствия светил. Также было обнаружено, что газопылевое вещество в нём разогрето чрезвычайно и активно излучает в рентгеновском диапазоне.

Ранее считалось, что это шлейф, образованный притяжением со стороны кластера Девы, но теперь можно с достаточной степенью уверенности утверждать – мы наблюдаем последствия коллизии.

«С помощью четырёхметрового телескопа Mayall в Китт Пик мы смогли увидеть то, что раньше было недоступным», – радуется Джеффри Кенни (фото с сайта desert-astro.com).

Для запуска процесса звездообразования необходимо нагреть облако газа. Но лишь до «разумных» пределов: формирование небесных тел требует постепенного остывания межзвёздного вещества.

Предположительно, столкновение гигантских систем, подобных M86 и NGC 4438, столь сильно нагрело материю, что звёздная фабрика просто не может начать свою работу.

«Наше исследование показало, что препятствовать охлаждению могут гравитационные взаимодействия, возникающие в результате столкновения галактик», — поясняет доктор Кенни.

Впрочем, взаимодействия эти, вероятно, относятся лишь к крупным объектам. По мнению авторов исследования, встреча небольших или средних галактик на низких скоростях приводит к противоположному эффекту – интенсификации звездообразования.

Отчёт о новом исследовании должен быть опубликован в ноябрьском выпуске Astrophysical Journal Letters.

Узнайте также о столкновении целых галактических кластеров или о утечке галактик во Вселенной.

Messenger передал уникальные снимки Меркурия