Носители популярных фамилий являются родственниками на четверть

Считается, что первые фамилии в Британии возникли после норманнского завоевания в 1066 году, а до этого пользовались именами и прозвищами. Поскольку фамилия всегда наследуется по мужской линии, вместе с ней можно обнаружить и уникальные мутации Y-хромосомы (иллюстрация с сайта sciencedaily.com/Mark Evans/MEMBRANA).

Генетики из университета Лестера (University of Leicester) провели масштабное исследование наследственных комбинаций владельцев самых распространённых фамилий. Оказалось, что степень взаимного родства британцев гораздо выше, чем можно было предположить.

Мы уже писали о «ДНК-способе» установления личности, разработанном англичанами. Тогда, напомним, учёные предложили создать базу данных, куда бы заносились все генетические «отпечатки», найденные полицейскими на местах преступлений.

Метод основывался на статистической обработке большого числа проб ДНК и выявлении одинаковых комбинаций в Y-хромосоме, которая передаётся от отца к сыну и, следовательно, может указать на паспортные данные преступника.

Большой недостаток такого подхода – распространённость некоторых фамилий, для которых такой анализ был практически бесполезен.

Однако группа под руководством доктора Тури Кинг (Turi King) решила продолжить исследования и выяснить, приходятся ли друг другу родственниками британские Ивановы и Сидоровы.

Хотя, точнее было бы сказать, Кузнецовы. Учёные объявили настоящую охоту за Смитами – эта фамилия переводится с английского как «кузнец». С одной стороны, она очень древняя, а с другой – единого предка всех Смитов представить сложно, поскольку «укротителей металла» в своё время было явно немало.

Всего были изучены наследственные комбинации представителей 40 фамилий, причём те, о ком было точно известно, что они родственники, в выборку не попали.

С самого начала у генетиков были большие сомнения относительно того, что анализ ДНК позволит выявить какие-то устойчивые родственные связи. Уж слишком много факторов могли повлиять на наличие у добровольца того или иного семейного имени.

К удивлению учёных, оказалось, что 24% носителей распространённых фамилий (например Смиты) приходятся друг другу родственниками. Таким образом, шансы «популярных» обнаружить общего предка всего лишь в два раза меньше, чем для носителей относительно редких фамилий, у которых этот показатель близок к 50%.

Впрочем, для уникально-аристократических имён вроде Аттенборо (Attenborough) или Суиндлхёрст (Swindlehurst) «коэффициент родства» составил более 70%.

По мнению доктора Кинг, полученные результаты помогут значительно продвинуться в создании базы ДНК-профилей по Y-хромосоме для правоохранительных органов.

Читайте также о ДНК-портретах, которые можно купить, или о том, как анализ генофонда может изменить историю.

Криминалисты обнаружили ген хулиганства