У акул второй раз подряд случилось непорочное зачатие

«Непорочное зачатие» ранее уже наблюдалось у некоторых видов рыб, амфибий и даже птиц. Учёные подозревали, что и у акул оно возможно – а тут сразу два случая. Последний инцидент случился у чернопёрой акулы (на фото), а предыдущий – с рыбой-молотом в одном из зоопарков в штате Омаха в США (фото с сайта flmnh.ufl.edu).

Группа биологов провела исследование ДНК беременной самки атлантической чернопёрой акулы (Carcharhinus limbatus) и не обнаружила никаких следов генетического материала мужской особи. Самое интересное, что это уже второй случай за последнее время.

О необычном происшествии сообщается в Journal of Fish Biology.

История с непорочным зачатием началась 16 месяцев назад, когда в океанариуме штата Виргиния (Virginia Aquarium) скончалась акула по кличке Тидбит (Tidbit). Все восемь лет, что она находилась в условиях неволи, встреч с самцами своего вида у неё не было.

Вскрытие показало, что большая рыба была беременна – в её чреве обнаружили детёныша длиной примерно 25 сантиметров.

Сначала все подумали, что самку Carcharhinus limbatus оплодотворил самец другого вида – чего ранее никогда не наблюдалось. Однако последующий анализ ДНК показал, что речь идёт всё же об однополом размножении или партеногенезе – это такой способ воспроизводства, когда яйцеклетки развиваются без оплодотворения.

Другими словами, детёныши Тидбит унаследовали лишь один набор хромосом – от своей матери.

«Это не чудо, — считает ведущий автор исследования Дэмиан Чэпмен (Demian Chapman) из океанографического института Пью (Pew Institute for Ocean Science). – Теоретически такая опция природой предусмотрена, причём для многих видов акул».

Обе самки, зачавшие самостоятельно, вынашивали по одному детёнышу, в то время как в ряде других случаев акулы могут вынашивать до дюжины отпрысков.

«Очень маловероятно, что небольшое количество выживших особей женского пола самостоятельно принесут много потомства», — поясняет такую репродуктивную аномалию доктор Чэпмен.

Учёные полагают, что срабатывание механизма партеногенеза может сигнализировать о негативных процессах в океане в целом и у некоторых видов акул в частности.

Такой точки зрения, к примеру, придерживается Махмуд Шивджи (Mahmood Shivji) из океанографического центра Нового Юго-Восточного университета (Nova Southeastern University): «Партеногенез, возможно, связан с тем, что самки просто не могут найти себе партнёров из-за глобального сокращения их популяции».

Читайте также о гигантской древней или о ходячей акуле.

Искусственные угри внутри человека выработают ток для имплантатов