Получены новые снимки полюсов Сатурна

Миссия Cassini должна была завершиться ещё в апреле, но NASA продлило её ещё на два года. Как оказалось, не зря (фото с сайта wikipedia.org).

Агентство NASA опубликовало новые детальные снимки Сатурна, полученные со спутника Cassini. Оказалось, что загадочный шестиугольник на северном полюсе представляет собой нечто вроде футляра для гигантского урагана, а ещё более внушительных размеров циклон с другой стороны планеты обусловлен вполне земными причинами.

Ранее мы уже подробно рассказывали о необычных атмосферных явлениях, обнаруженных на Сатурне более четверти века назад, – их первые подробные изображения были получены в ходе миссии Cassini в 2007 году. Речь, напомним, идёт о циклопической воронке на южном полюсе и о гексагоне на северном.

Теперь американцы сообщают о новых снимках, добытых в ходе продлённой миссии.

По неизвестным причинам облака, перемещающиеся внутри гексагона с огромной скоростью, не нарушают его структуру (фото NASA).

Выяснилось, что внутри шестиугольника «обитает» циклон, который был обнаружен в ближнем инфракрасном спектре (near-infrared wavelengths), – сейчас с этой стороны планеты полярная ночь и оптические камеры бесполезны.

На основе новых снимков учёным удалось составить достаточно подробную карту северного полюса Сатурна с разрешением 120 километров на пиксель.

На анимации виден циклон, который вращается со скоростью около 530 км/ч. Но самое интересное – гексагон. В целом он остаётся неподвижным, но облака внутри «фигуры» движутся со скоростью около 500 км/ч.

Снимки южного полюса в 10 раз более чёткие, чем полученные в ходе предыдущего «подлёта» спутника (фото NASA).

Что касается южного полюса, то и здесь астрономов подстерегала неожиданность. Оказалось, что причины вращения воронки весьма похожи на те, что вызывают мощные атмосферные явления на Земле, – хотя на Сатурне и нет океанов, этой «батарейки» тропических циклонов.

«Это действительно массивные образования, в сотни раз сильнее земных, — поясняет Кевин Бэйнес (Kevin Baines) из Лаборатории реактивного движения (JPL). – Множество тяжёлых облаков вращаются вокруг полюса, что свидетельствует о гигантских грозах, которые спрятаны под ними. Скорее всего, именно эти грозы их и питают».

По мнению учёных, грозовая активность на Сатурне приводит к конденсации горячего пара, который активизирует сильные штормы – подобно тому как скапливающаяся в облаках земной атмосферы вода, нагреваясь, способствует развитию ураганов.

Читайте также о наблюдениях Cassini за Энцеладом — одним из самых крупных спутников Сатурна.

Венерианский спутник ищет жизнь на Земле