Новые следы метана на Марсе могут изменить маршрут поиска жизни

Возможно, полученные американскими астрономами данные приведут к пересмотру маршрута миссии по поиску жизни, в ходе которой планировалось сосредоточить усилия на исследовании горячей точки Nili Fossae (фото JPL-Caltech/University of Arizona/NASA).

Более четырёх лет назад на Красной планете был впервые обнаружен метан. Учёные предположили, что это может свидетельствовать о существовании там микробной жизни, однако никаких доказательств в пользу этой теории до сих пор найдено не было. И вот астроном из NASA считает, что ему удалось установить источники просачивания газа в атмосферу, но вопроса «Есть ли жизнь на Марсе?» это не снимает.

На Земле метан зачастую является продуктом биогенного происхождения. Так почему бы ему не быть тем же на соседней планете?

Несмотря на то что наиболее вероятным источником CH4 считался вулканизм, воображение астробиологов рисовало целые колонии подземных (точнее, «подмарсных») анаэробных микроорганизмов.

В то же время некоторые специалисты отрицали сам факт геологической активности в современных марсианских условиях.

Результаты последнего исследования, проведённого учёными из космического центра Годдарда (Goddard Space Flight Center) во главе с Майклом Маммой (Michael Mumma), косвенно подтвердили присутствие движений в мантии: спектроскопия атмосферы показала повышенную концентрацию газа в предполагаемых районах выхода плюмов на поверхность.

Напомним, что уже в следующем году должна стартовать «Научная марсианская лаборатория» (MSL), одним из заданий которой будет поиск следов происхождения метана.

До сих пор насовцы планировали сконцентрироваться лишь на одной из семи потенциальных горячих точек, но теперь первоначальные планы могут оказаться под вопросом.

Мамма занимается проблемой марсианского метана с 2003 года. Его специализация – космическая спектроскопия (фото NASA).

Американские астрономы изучили данные, полученные с телескопов на Гавайях и в Чили за четырёхлетний период наблюдений.

По словам доктора Маммы, теперь в существовании вулканического метана на Марсе можно не сомневаться: спектральный анализ подтвердил наличие этого углеводорода, причём как раз в предполагаемых районах горячих точек – концентрация там составляет 60 миллиардных долей.

«Очень убедительные результаты, — считает Стивен Сквайрс (Steven Squyres) из университета Корнелла (Cornell University), ведущий научный сотрудник миссий Opportunity и Spirit. – Исследования стоит продолжить».

Но не всё так просто. Ранее считалось, что вырвавшийся на волю метан разрушается под воздействием солнечных лучей – в течение лет трёхсот как минимум. С учётом общей для планеты концентрации газа в 10 миллиардных долей это могло бы свидетельствовать о том, что ежегодно в атмосферу вбрасывается несколько сотен тонн метана.

Однако пиковая концентрация в 60 миллиардных долей поддерживается у источника максимум в течение одного года. Это заставило учёных пересмотреть срок жизни и количество плюмов – общий объём выбрасываемого газа должен быть на несколько порядков больше.

«Необходимо отнестись к этому очень серьёзно и, возможно, скорректировать миссию MSL. По крайней мере, теперь мы можем предположить, что метан выбрасывается на поверхность не только в районе Nili Fossae», — считает Джон Гроцингер (John Grotzinger) из Калифорнийского технологического института (California Institute of Technology).

Впрочем, самая главная загадка – источник происхождения CH4 — пока остаётся неразрешённой. Биотическую версию никто не исключает. Ждём новых данных с MSL!

Узнайте также о гавайских вулканах и об огромных запасах воды на Марсе.

Астрономы увидели столкновение галактик в ранней Вселенной