Неподалёку от Солнца открыта планетарная система-близнец

Система Эпсилон Эридана в представлении художника (иллюстрация NASA/JPL-Caltech).

Эпсилон Эридана — звезда, похожая на Солнце и удалённая от нас всего на 10,5 световых лет. Оказывается, она обладает не только семьёй планет «разного достоинства», но ещё и тремя поясами — двумя астероидными и одним кометным. В целом картина очень похожа на строение нашего собственного дома.

Эпсилон Эридана (Epsilon Eridani) лишь немного меньше и прохладнее Солнца.

О присутствии там планет учёные знают давно. К примеру, в 2006-м там открыли «Юпитер», который начали «подозревать» несколькими годами ранее. Также наблюдения показывали очень мощный пылевой диск.

Теперь же международная команда астрономов провела более детальное изучение этой звезды в инфракрасном диапазоне и рассказала о целой россыпи открытий.

Вот что мы увидим, если подлетим к Эпсилон Эридана. Внутренний пояс астероидов виден тут как жёлтое кольцо, внешний же красуется на переднем плане. Кометный пояс в таком ракурсе расположен столь далеко, что на картинке не поместился, но зато художник показал пару комет, ведущих своё происхождение из этой зоны и «спускающихся» во внутреннюю систему, – всё как у нас (иллюстрация NASA/JPL-Caltech).

Во-первых — это внутренний пояс астероидов, лежащий на расстоянии трёх астрономических единиц от звезды, в точности как астероидный пояс в Солнечной системе. Суммарная масса материала этого пояса также сравнима с его близнецом из нашей системы — 1/20 от массы Луны.

Во-вторых — это внешний пояс астероидов, лежащий на расстоянии 20 астрономических единиц от родительской звезды. Его общая масса намного больше, чем у первого пояса, — примерно одна масса Луны.

В-третьих — учёные детальнее изучили богатый кометный пояс, существование которого предполагалось и ранее. Он занимает промежуток от 35 до 100 астрономических единиц и в этом отношении удивительно подобен нашему поясу Койпера. Оба заполнены преимущественно ледяными глыбами да «горами», только у Эпсилон Эридана данный пояс куда богаче — суммарная его масса в 100 раз больше, чем масса пояса Койпера.

Сравнение строения нашей Солнечной системы и системы Эпсилон Эридана (иллюстрация NASA/JPL-Caltech).

Разрывы между этими поясами учёные объясняют «очищающим» влиянием планет.

О первой планете (в 1,55 массы Юпитера, средний радиус орбиты 3,39 а.е.) у данной звезды известно точно. Как видим, она «пасёт» внутренний пояс астероидов.

Ещё одну планету (0,1 массы Юпитера) астрономы предположили ранее по результатам анализа поведения внешнего пылевого диска системы. Гипотетический радиус её орбиты (по разным оценкам) 35-40 а.е., так что она теоретически «пасёт» тамошний «пояс Койпера».

Но планет может быть и больше. А именно – распределение поясов в системе хорошо соответствует трём мирам с массами от Нептуна до Юпитера, говорят исследователи. Ещё одна планета должна находиться рядом со вторым поясом астероидов. Про планеты же земного типа пока говорить рано.

Важное уточнение: возраст Эпсилон Эридана — всего 850 миллионов лет. В остальном система этой звезды удивительно схожа с нашей собственной. Более того, учёные полагают, что когда Солнцу было 850 миллионов лет, наша система примерно так и выглядела.

«Изучение Эпсилон Эридана — это машина времени, которая позволяет нам увидеть нашу Солнечную систему, когда она была молодой», — говорит астроном Массимо Маренго (Massimo Marengo) из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики (Harvard-Smithsonian Center for Astrophysics), один из участников новой работы.

А астроном Дана Бэкмен (Dana Backman) из SETI Institute, ведущий автор исследования, в пресс-релизе астрофизического центра уточняет: «Эта система, вероятно, выглядит так, как наша собственная, когда жизнь только зарождалась на Земле».

Интересно, что в то далёкое время пояс Койпера выглядел примерно так, как аналогичный пояс у Эпсилон Эридана. Но потом большая часть материала ушла из него (часть — из системы, часть — напротив, вглубь). Эта «очистка» как раз произвела мощную астероидно-кометную бомбардировку планет в пору молодости Солнца (от бомбардировки остались кратеры на Луне, Марсе, Меркурии и так далее). Нечто похожее, возможно, ещё ждёт планеты у Эпсилон Эридана, предполагают астрономы.

Читайте ещё о двух системах, обладающих определённым сходством с нашей собственной: 1 и 2.

Схожесть галактик противоречит существованию тёмной материи