Шмели нашли оригинальное применение запахам

Есть мнение, что шмели от очень сильного запах аниса могут и погибнуть, но этому определённо всё нипочём (фото Indiana Ivy Nature Photographer/flickr.com).

Шмели используют запах цветов, чтобы направить своих сородичей к качественным источникам пищи, выяснили энтомологи из университета Королевы Марии в Лондоне (Queen Mary, University of London).

Для любого животного индивидуальный поиск пищи – дело затратное и малоэффективное, для тех же, что живут большими группами, он и вовсе не имеет смысла. Именно по этой причине пчёлы и шмели «рассказывают» своим соседям по гнезду об обнаруженном источнике пищи. Кто как умеет.

Пчёлы, как известно, для этой цели танцуют, докладывая о расстоянии и направлении, в котором нужно двигаться. У шмелей же свой механизм: они выпускают особый феромон, который стимулирует рабочих собратьев к поиску пропитания. Но где же находится этот обильный источник пищи?

Профессор Ларс Читтка (Lars Chittka) и его коллеги Матьё Моле (Mathieu Molet) и Найджел Рейн (Nigel Raine) решили выяснить, как данное выделяемое вещество помогло остальным шмелям определить, на какие именно цветки нужно лететь.

Для этого они распылили в колониях шмеля земляного (Bombus terrestris) феромон в паре с ароматом аниса, а затем проверили, какое влияние это окажет на рабочих насекомых и, в частности, на их методику поиска нужного цветка.

Шмели быстро поняли, что анис – наиболее перспективный вариант, особенно когда в гнездо пожаловал ещё один представитель колонии с тем же запахом (неважно, был ли это уже добытый нектар или просто запах в воздухе).

Доктор Рейн объясняет увиденное так: «Успешные шмели прилетали в улей, начинали активно бегать по гнезду, жужжать и испускать феромон. С собой они „принесли“ запах цветов, на которых побывали, меняя тем самым запах в улье и аромат мёда. Другие рабочие начали вылетать из гнезда в поисках растений, наполненных нектаром с тем же запахом».

Учёные выяснили, что присутствие феромона никак не повлияло на способность шмелей к обучению у первопроходцев. Однако вещество, выделяемое Bombus terrestris, явно подстёгивало активность рабочих.

Главный вывод энтомологов: таким образом шмелей можно «заставить» опылять нужные культуры, например томаты.

Подробнее — в пресс-релизе университета и в статье авторов открытия, вышедшей в журнале Naturwissenschaften.

Узнайте также о другом исследовании этих же биологов, которое позволило с помощью шмелей больше узнать о поведении маньяков. А ещё мы рассказывали о том, что шмели способны учиться друг у друга и вне колонии.

Созданы фиолетовые помидоры от рака